Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №71. Апостол

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Священное Писание
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 469л.
  • Примечания: Устав красивый, в лист.
    Пред посланиями и предшествующими им статьями написаны заставки золотом и красками превосходно и с большим разнообразием, начальныя буквы и рисунки на полях однеми красками – также весьма искусно и разнообразно и показывают особенную изобретательность писца. Судя по снимкам с ркп. Синод. библиотеки, Апостол писан одною рукою с Синодальным Евангелием № 37, напис. 1537 года.
    л. 1. Первое слово Павла апостола книгам предчитаемо. Нач. Любовну учению и тъщанию дивлюся твоей любви, отче честный. Предисловие диакона Евфалия к посланиям ап. Павла, напеч. на греч. у Миллия р. 330. Здесь после сказания о деяниях ап. Павла следует краткое указание содержания всех его 14 посланий, из коих на последнем месте поставлено к Филимону. Сим статья и оканчивается у Миллия, но в рукописи, непосредственно после слов: пребиением голению осуждение претръпев, следует:
    л. 8 об. Такожде сице вся книгы имуть образ всякого жития и о възращение и ово в толице нами да будеть реченно о них въкратце. На которуюжде епистолию въмале последи напишем написание главам приобретение премудрыми и христолюбци отцы нашими, еще же и чтением испытное ставление Божиа сведетельства благопоказано обретение изъискавше оглавихом в след ходяще чтениа по ряду напишем абие по первым словеси сем. За сим без новаго заглавия: Потребно же ми бысть въкратце написати и лето проведаниа Пауля. Matthaei Actus Ароstоlоrum р. 5–9. Последния слова л. 12 стр. 5: небесному царствию наследници бывають. Но в ркп., за сим в непосредственной связи, следует еще: При Нероне кесари римстем мучен бысть. Тоже самое, что у Миллия р. 253. Оканчивается: до упатиа 4-го Аркадия, 3 еже Онориа, якоже преднаписася лет 330, всех же въкупе лет 358 и Ис. Христов лет 36. Продолжение Евфалиева предисловия вообще к посланиям Павловым см. ниже л. 449 об.– 460, потом л. 54.
    л. 13. Предисловие Иффалиа диакона Деянием св. Апостол. Нач. Елико в истину зело како хытрости. Маtth. Асt. Ароstоl. р. 14. Главы Деяний см. ниже л. 37 об.
    л. 18. Св. апостола Петра и Павла и инех всех 12-те святый Епифание купрьскый епископ некоим откровением съписа и изъясни, где кыждо апостол проповедашя Ис. Христа, и св. их телеса в коих местох скончашяся и лежят. Нач. Кто доволен от похвал.
    л. 24. Иже в святых Дорофеа епископа турска, мужа древняго и богоносна и мученика бывша в время Ликиане и Константине цари, избрание св. 70 Апостол. Нач. Се предреченный и съвершеный и словый мужь.
    л. 36. О чюдесех. Изчисление 20 чудес, упоминаемых в кн. Деяний Апостольских. Взято из синопсиса св. Афанасия александрийскаго на свящ. Писание, напеч. при издании Библии 1756 года. Первая половина сего сказания приводится ниже л. 67.
    л. 37 об. Надписание глав Деаний Апостольскыих. Нач. Отець ми учитель коварства и образа и пользствованиа научениемь в меру се написание глав. Тоже самое у Маттея Act. Ароstol. [греч.] р. 12–20.
    л. 44. О обхождении ап. Павла по странам. Нач. От Дамаска начен изыде в Иерусалим. Тоже у Миллия р. 252: Páylos apóstolos apò Damáskou èrxato [греч.] до конечных в ркп. слов: то уже въшед в Рим и учив я лето доволно, послежде в том же Риме мучен бысть при Нероне кесари римсцем, мечем скончяся. На поле л. 44-го замечено для писца киноварью: Иуниа в 29, мучение св. апостол Петра и Павла, начало слову: И в худоствох не точию, конец: въздати нам промышление, – аще хощеши, пиши. См. № 44 л. 241.
    л. 46. От Деаний Апостольскых толкованиа, како бием Павел, проповедаше себе римленина быти. Нач. Ведомо же есть, яко Римлене того ради называхуся от града Рима.
    л. 46 об. От того же еже приведше Павла, поставишя на Ариеве леде. Нач. Ариев лед судище бе въне града афинейска, имея 50 судий от града честнейша.
    л. 48. Прологь кафолическым епистолиам. Нач. Малых и мала съмеющим небоазньно. Тоже, что у Маттея eр. Саtоlисае [греч.] р. 1–3. И затем непосредственно следуют (л. 49) главы посланий ап. Иакова, Петровых, Иоанновых и Иудина, и (л. 54) всех 14 Павловых, теже самыя, какия читаются у Маттея под названием: écthesis [греч.] илиcephalaì [греч.] пред каждым посланием.
    л. 66. Замечание о трудах инока Исаии относительно книги Апостольской, печатаемое доселе: В лето 6091 оглавлен бысть Апостол от Исаии мниха и открыты быша суботы и недели, и проч. Потом перечисляются 22 имени толковников, в числе коих из позднейших упоминается Икумений.
    л. 67. Сказание Деяний Апостолъскых, съписаных Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня. Нач. Сиа книгы Деаниа Апостолскаа наричются. Это первая половина сказания о кн. Деяний из синопсиса Афанасиева, откуда взята и вторая, см. выше л. 36.
    л. 69. Заглавие золотыми буквами: Деаниа св. Апостол, съписана святыим апостолом и евангелистом Лукою. По окончании книги киноварью: иже сиа книгы писа Лука Феофила наричеть, понеже сигклитик и князь, посем епископ антиохийскый, сей бо повеле писати Луце Деаниа Апостольская. Чтений (не сказано сколько), глав 85, свидетельств 26, стихов, гранес (не сказано сколько).
    л. 157. Сказание Иаковлева посланиа. Нач. Понеже сам Иаков сиа пишет. Маtthaеи eрistоl. Саtolic. p. 3. За тем следует самое послание. Так идут далее и все послания – Соборныя и Павловы, имея пред собою сказания Евфалиевы. Заметим только приписки о чтениях, главах и стихах на концах посланий, где они есть: л. 177 после 1-го Петрова:стихов 236; л. 196 об. после 1-го Иоаннова: стихов 274; л. 199 после 2-го: стихов 4; л. 276 после 1-го к Коринф: стихов 870; л. 299 после 2-го к Коринф: чтений 4, глав 10, свидетельств 11, стихов 90; л. 323 об. после послан. к Ефесеямь: чтений 2, глав 10, свидетельств 6, гранес 312; л. 332 об. после послан. к Филип: чтений 2, глав 7, гранес 250; л. 342 после послан. к Колос: чтений 2, глав 10, гранес 250; л. 351 об. после 1-го к Солун: чтение 1, глав 7, гранес 193; л. 357 об. после 2-го: чтение 1, глав 6, гранес 106; л. 369 после 1-го к Тимофею: чтение 1, глав 18, гранес 236; л. 377 после 2-го: чтение 1, глав 9, свидет. 1, гранес 176; л. 382 об. после послан. к Титу: чтение 1, глав 6, свидет. 1, гранес 97; л. 385 об. после послан. к Филимону: чтение 1, глав 2, гранес 47; л. 410 об. после послан. к Евр: чтений 3, глав 22, свидет. 46, гранес 503.
    л. 411. Сказание известно иже на вся дни главам Деаний Апостол. Росписание от Пасхи на весь год воскресных и дневных апостольских чтений с показанием антифонов, тропарей, прокимнов и стихов.
    л. 428. Съборник 12 месяцем, сказая главы Апостолу. Тоже, по месяцеслову, в нарочитые дни. Из сербских и русских Святых нет ни одного имени, в числе праздников упоминается 1-го октября: Покров святей Богородици.
    л. 444. Прокимни и апостоли и аллилуиаре на всяку потребу различни; потом – прокимни и апостоли и аллилуиаре общии Святыим, имже егда творим службу; наконец – прокимни и аллилуиаре въскресни 8 гласовом и – дневнии.
    л. 449 об. Главопочитаниа чтением, колико кааждо епистолиа глав имать и свидетельств и гранес. Это исполнение даннаго выше (л. 8 об.) обещания. Нач. В кримсце епистолии чтений 5, глав 19, сведетелств 48, гранес 920. Затем показывается в частности, сколько в первом чтении глав, свидетельств и гранес, сколько во втором и т. д. Так изчисляются и описываются все епистолии Павловы. Здесь послание к Евреям стоит на конце и в заключение говорится: л. 450 об. Всех же вкупе 14 епистолий, в нихже чтениа 31, глав 47, сведетельств 127, гранес 4936. Разделих же сице чтениа, и изграних вси Апостольскыа сиа книгы испытно на 50 гранес и главы когождо, чтениа предложих и сущаа с ним сведетельствиа и еще же и елико гранеснаа чтениа гранес 60. Далее в связи (первое слово киноварью): Програмата, прочрътаниа, прописаниа чернилом писме меру являет когождо сведетельствиа, коимъждо книгам червленее чини и меру коеждо епистолии правит. Прилежаще же пакы внутрьюде числех сим словесем Апостольскых книг, кончевает же се обоя и пакы начинает епистолию с расмотрением знамень.
    л. 451. В той же строке киноварью: Пакы начяло главам Божиих сведетельствий. В кримсце епистолии 48, от Бытиа 6: 8, 9, 10, 11, 12, 13 и так далее из каждаго послания порознь. На обор. л. 452, рядом с предъид., общий перечень всех книг, из коих заимствуются свидетельства: Купно же всех сведетелствий 127, суть сии. А с обор. л. 453 стр. 3 перечисляются послания, откуда именно какое писано и от чьего лица: И написана быша от различных земль. В заключение статьи, после слова: Прочрътание, читаем: И всее епистолии Пауля апостола почет и се зде оттуду глаголи всех сведетелств, и по ряду оглавих последование, предлагае имене книг от них суть, и проч. Здесь выписываются по порядку посланий все цитаты из ветхозаветных и ложных книг по начальным и последним словам, а на конце свод по книгам, сколько из какой в каком послании приводится свидетельств.
    л. 460. Сии суть зде Павла апостола (послания). Перечень 14 посланий, за тем непосредственно киноварью: Написание всем главам всякой епистолии Павла апостола, имущим етером чтениа и разделениа, но самых глав здесь нет, оне помещены уже выше л. 54.
    л. 460 об. Десять заповедей с разделением на две скрижали.
    л. 461 об. В Деаних произволники. Показаны варианты перевода, равно и далее.
    л. 461 об. В Соборныих посланиих произволникы.
    л. 462. В Павловых посланих в 14 произволникы, с некоторыми толкованиями на конце.
    л. 464. Показание прокимнов, апостолов и евангелий на общия последования Богородице, Мучеником, Святителем, Преподобным и на разные случаи и потребы.
    При тексте на полях, кроме обыкновенных зачал и рисунков, показывающих распределение Апостола для ежедневнаго домашняго чтения, выставлены, согласно вышеупомянутой статье, главы и книги, из коих заимствованы свидетельства, по номерам их в ряду с другими; встречаются также заметки о содержании текста, напр. при кн. Деяний 1, 9: възнесение, – 9: апостоли