Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
Дата: 1628 г.
Кол-во листов: 367 л.
Примечания: Полуустав, в лист. Против пред. № 701 есть небольшия изменения, прибавления и опущения, именно: л. 1. Заглавие общее: В понеделник 1 недели св. великаго поста добродетелное поучение и дивнаго житиа жизнь и речениа святых и блаженных Отець на ревность и учение и подобление небесному житию св. горы Нитрыйскые и св. горы Синайскые и св. горы Олимъба; беседы душеполезны св. старец о житии и повести о авве Анътонии, и о авве Арьсении, и о авве Агафоне и прочих, имь же от аза имя начинает в семь слове имена обрящеши; такожде и о авве Василии (котораго нет), и о авве Висарионе и о авве Вениамине и прочиих в слове веди обрящеши, и такожде прочиих по ряду до она великаго в подвизе изложено по составу 24 слова, понеже (т. е. далее) суть и ина словеса святыих старець преподобныих и богоносныих Отець наших скитьскыих. (Наполе против первых повестей нарисовано 11 картинок, изображающих содержание их). За сим следуют предисловие и повести по алфавиту в том же порядке до буквы Е, но на сию букву одно имя Епифаний, прочия же: Еутрепий, Еладий, Ириней и Еугений под буквой И (л. 40); потом на буквы з и ?, и и ї и проч., а ф после ?. Повести: о Евлогии пресвитере и авве Иулиане под буквою ф, после аммы Феодоры. После Патерика азбучнаго приложено след. пять повестей:
л. 91. Повесть дивна о некыим великом отшелнице впадшем во блуд и спасеся покаянием. Нач. Поведа нам некый отець, глаголя: отшелник, рече, некый бе бо благоговеин зело, живяше в пустыни, во странах глаголемых Анътиною.
л. 93. Повесть о некоей девице и о покаянии и прощении грехов. Нач. Постница некая дева затвори себе в тесней храмине и постяся 19 лет и уловлена бысть от врага душь наших.
л. 93 об. Повесть чюдна о некоем постнице Иякове мнихе. Нач. Во Всенеграде есть Перфирион, тако нарицаем, в нем же муж, именем Ияков, добронравен.
л. 95. Препод. отца нашего Григория, папы римскаго. Нач. При Иустине цари блаженный Григорей быв первое престолник римъскыя церкви Христовы, преже бе черноризець в монастыри св. апостола Андрея.
л. 96 об. Слово от Лимониса о старьчестве. Нач. Рече некто старець: веру имейте ми, чада, яко велика слава и хвала царю отмещющуся царства и бывающю мниху. За сим послесловие (одно из обыкновенных), которое из слова в слово повторяется и по окончании Патерика иерусалимскаго.
В Патерике иерусалимском, начинающемся с л. 97, слова о иноческом житии нет (см. ниже), равно и следующей за ним другой повести.
В Патерике скитском, начин. с л. 185, после сказания о другой инокыни обретенной в пустыни помещена (л. 330) повесть св. Феодорита патр. антиохийскаго с следующими за оной другими 10-ю; потом (л. 341 об.) Слово великаго Пахомия (полное) о иноческом житии, сопровождаемое сказаниями о Моисеи и Пафнутии, что там на л. 461 первое и 461 об. За тем: л. 435. Мес. генуария в 14, повесть Аммона мниха о убиенных св. Отець в Синаи и Раифу.
л. 355 об. Житие препод. Онуфрия пустыннаго. В заключение повесть от Патерика, ноября 15 день. Житие Иоанна Дамаскина опущено.
л. 367. Многословное послесловие, из коего выписываем конец: Начата бысть писати сия богодохновеная книга Скит, во обители пресвятей Владычици нашея Богородици честнаго ея Благовещения, в монастыри на Киржаче, в лето 7135 мес. декабря в 18 день на память св. мученика Савастиана и иже с ним. Совершена же бысть в лето 7137 (1629) мес. ноября в 8 день, на память собор архистратига Михаила и прочиих бесплотных, трудолюбия писанием Троицы Сергиева монастыря постриженика мниха Паисеи Ильина. Киноварью: Края достигше, восхвалим Христа истиннаго Бога нашего, конець всем трем Патерикам