Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №700. Житие преподобного Дионисия Радонежского

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
  • Дата: Втор. пол. XVII в.
  • Кол-во листов: 439 л.
  • Примечания: Скоропись, в четверть.
    л. 10–127. Житие препод. Дионисия, составленное Симоном Азарьиным в 1648 и дополненное Иоанном Наседкой в 1652 г., было издано пять раз, в 1808, 1816, 1817, 1824 и 1834 годах. Впереди канон молебен препод. Дионисию (отличный от печатного), творение грешнаго инока Симона (Азарьина). После жития:
    л. 129. Грамота от Царя и В. К. Михаила Федоровича всеа Русии Живоначалныя Троицы в Сергиев монастырь богомольцу нашему архим. Деонисию, да келарю старцу Аврамию Палицыну с братьею,– об исправлении Потребника, напечатана при житии Дионисия и в Актах Археогр. экспед. III. 329.
    л. 134. Список с речи Троицкаго архимарита Дионисия пред московскими Властями об исключении из известной молитвы слова: и огнем.
    л. 142 об. Список с речи соборныя апостольския церкви ключаря Ивана, именуема Наседкина, к патр. Филарету, в 30 главах.
    л. 213 об. Тогоже Иоанна Наседки обличительная речь о огни просветительном на Антония Подольскаго, в 35 главах.
    л. 295. Речь Троицкого старца Арсения Глухово, или правильнее, Послание к боярину Б. М Салтыкову об исправлении книг.
    л. 331. Иоанна Наседки изысканное от многих божеств. книг свидетельство о прикладе огня. Глав 40, впереди оглавление.
    л. 402. Стихиры догматы, поют по гласом, творение Иоанна Дамаскина. На обор. предъид. порожняго листа замечено: Положены зде для тово, что архим. Дионисий повеле пети на литеях по воскресным дням.
    л. 412, 418. Два послания патриархов александрийскаго Герасима и иерусалимскаго Феофана о прилоге: и огнем; первое напечатано при житии Дионисия. Впереди о сетовании и беседовании москов. патр. Филарета с Феофаном патр. иерусалимским по тому же предмету.
    л. 434. Утешительное послание к препод. Дионисию в бедствии. На обор. предъид. порожняго листа сказано: Сие послание обретох в книге архим. Дионисия с прочими иными епистолиями, иже к нему писаны. И аще и не положено имен от кого и х кому, но сила чтомых словес подобится к ево лицу не от кою мудра и знаема ему, утешающе его во время страдания его; имен же не явил есть настоящих ради времен. В Указателе слав. рукописей моск. Синод. библиотеки, изд. 185 г. стр. 23, при житии препод. Дионисия № 416 упомянуты еще письма его, но это ошибка, равно как и то, что житие Дионисия принадлежало архим. Дионисию.
    На верхней доске, обтянутой кожей, написано уставом
    : Книга Живоначалныя Троици Сергиева монастыря, повесть и отчасти о житии и о терпении препод. отца нашего архим. Дионисия. На обороте доски, на самом дереве, помечена глава 132, а в дополнении к Описи 1729 г. на л. 53 № 823 сказано: 1730 г. апреля в 30 день Троицкого Сергиева монастыря гробовой старец Тихан Москвитин, которой обретается у гроба святителя Серапиона, архиеп. новгородскаго, в книгохранителную полату дал вкладом книгу писменную в полдесть житие и канон препод. отцу архим. Дионисию, глава на ней 132.
    На обор. конечнаго белаго листа сверху мелкою скорописью: Государю архимандриту Феодосию (II-му, бывш. в 1667–1674 гг.), при котором вероятно и написана книга. Листы 9, 128, 13 3, 326, 327 порожние