Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
Дата: XVI в.
Кол-во листов: 728 л.
Примечания: Полуустав тщательный, в лист.
л. 1. Оглавление, л. 2 порожний. л. 3. Мес. сентября в 7 день, житие иже в святых отца нашего Иоанна архиеп. ноугородцкаго, новаго чюдотворца. Нач. Внимати же подобает нам, братие, и учитися закону Господню.
л. 9. Слово 2, о томже святители Iоанне, како бысть в полунощи из Новаграда во Иерусалиме, и пакы тоеже нощи возвратися в Великий Новъград и обретеся в келии своей. Нач. Понеже несть се достойно молчянию предати, еже Бог сътвори святителем своим Иоанном.
л. 17 об. Чюдо 3, о проявлении мощей Святаго. Нач. Подобает же и се приложити к предъиреченному. См. № 664 л. 38 и далее. л. 35. Мес. генваря в 30, Слово похвалное на память иже в святых отца Никиты, епископа ноугородцкаго. Нач. В память вечную будет праведник. Впереди с л. 23 служба. л. 39. Мес. генваря в 11, препод. и богоноснаго отца нашего Михаила Клопъскаго, чюдотворца, иже в Великом Новеграде. Служба.
л. 59. Мес. генваря в 11 день, повесть о житии и отчасти чюдес исповедание препод. и блаж. Михаила, нарицаемаго Ссолоса, сиречь Христа ради уродиваго, пожившаго блаженную свою жизнь в обители Живоначалныя Троица, еже глаголется Клопско, в области Великаго Новаграда. Списано бысть по благословению и по повелению преосвященнаго архиеп. Макария тогоже преименитаго и славнаго Великаго Новаграда. Нач. Христос ми да начинает словудавець и великим даром дарователь. Составлено в 7045 (1537) году. В Оп. ркп. Царск. № 133 л. 262, Обзор. русс. духов. литер. § 133 приписывается боярину Михаилу Тучкову, между тем автор в конце жития (пред чудесами) дважды именует себя Василием. См. Ист. России г. Соловьева VІІ, 235, 236. Издано в Пам. стар. русс. лит. вып. ІV, стр. 36–51. л. 92. Мес. февруария 11, житие и подвизи и от чюдес похваление препод. отца нашего Дмитрия, вологодскаго чюдотворца, иже есть на Прилуце. Творение Макария игумена тояже обители съписано бысть послушателем же и сказателем. Нач. Иже святое житие поживших и веру божественую съхранших святых препод. отець великых. Чудес 14, в конце Похвала. См. Опис. Рум. Муз. стр. 205. л. 119. Сказание о преподобнем Пафнотии. Нач. Рожение и въспитание великаго старца Пафнотиа от града Боровска, от веси Кудиновскиа.
л. 121. Мес. маия в 1 день, житие и подвизи препод. и богоноснаго отца нашего игумена Пафнотиа боровскаго чюдотворца и отчасти чюдес споведание. Списано бысть учеником его Васианом, архиеп. ростовским и ярославскым. Нач. Светел и сладок есть зело иже добродетели прилежай. В конце Похвала. л. 177. Мес. ноемврия в 17, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергия чюдотворца. Нач. Кто убо исповедати възможет многаа и великаа Божиа дарованиа.
л. 197. Мес. ноября в 23, Слово похвалное благоверному Вел. Князю Александру, новому чюдотворцю, иже Невский именуется, в немьже и о чюдесех его споведася. Нач. Преблагый человеколюбивый Господь изрядно свою благостыню на согрешающих показуеть.
л. 214. Мес. августа в 30 день, житие и подвизи и еже отчясти чюдес исповедание препод. отца нашего Александра сверьскаго, новаго чюдотворца, иже бысть в области Великаго Новаграда. Списано Иродионом игуменом тояже честныя обители, учеником Святаго. См. № 681 л. 784. л. 293. Мес. генваря в 10 день, житие и подвизи препод. отца нашего Павла (обнорскаго), иже пречестен монастырь в славу всесвятыя Троица устрои, и всеобщее житие съставльшаго к спасению мнозем. Нач. Яже изрядныих мужей боголюбезнаа житиа написана полагати. Чудес 19. Срав. № 673 л. 114. л. 338. Повесть о житии Преподобных и отчасти чюдес препод. отца нашего Зосимы, началника соловецкаго монастыря, и о начяле монастыря того. Понеже бо зачатся св. сиа обитель житием и началством раба Божиа старца Саватеа и подруга его Германа, некоего боголюбива мниха. Списано бысть Спиридоном митрополитом киевским. Нач. Бысть в дни благочестиваго Вел. Князя Василия Василиевича.
л. 347. Житие и подвизи и отчасти чюдес препод. и богон. отца нашего игумена Зосимы, начальника соловецкаго острова обители честныя. Нач. По лете же том едином препод. Саватиа преставлении. Запись о чудесах доведена до игуменства Филиппа Колычева. л. 408. Мес. декабря в 3 день, сказание о житии и отчасти чюдес споведание препод. отца нашего игумена Савы, составльшаго обитель пресвятыа Богородица, близ Звенигорода, идеже есть место нарицаемое Сторожи. Нач. Якоже убо царскыа утвари златом украшени со многоценным камением веселят очи зрящих нань. Чудес 24. См. № 672 л. 19. л. 425. Мес. ноября 27 день, Слово похвалное бывшаго Знамения честною иконою пресвятыя Богородици, сущи в Великом Новеграде. Нач. Слышасте убо христолюбное торжество.
л. 434. Мес. генваря в 17 день и августа в 3 день, житие и подвизи препод. и богоноснаго отца нашего Антония римлянина, игумена бывшаго в Великом Новеграде, и създавшаго монастырь и храм во имя честнаго и славнаго Рождества пресв. Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа. Списано тояже обители учеником его священноиноком Андреем, иже бысть отець его духовный и по нем тояже обители игуменом. Нач. Понеже всяк без мысли начиная вещь, яко же во тме шествует. В конце Слово похвалное, в заключении коего упоминаются В. Кн. Царь ФедорИвановичь и Ирина. л. 463. Мес. марта в 17, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Макария, новаго чюдотворца, составльшаго монастырь Святыа Троица, еже есть Колязин именуем. Нач. Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет.
л. 479. Лета 7029 (1521) мес. мая в 26 день, обретение мощей препод. и богон. отца нашего Макариа игумена, новаго чюдотворца, колязиньскаго. Нач. Царьствующу тогда в руской земли благоверному Вел. Князю Василию Ивановичю. Срав. № 675 л. 46, 57. л. 488. Предисловие о чюдесех по преставлении препод. и богон. отца нашего Макариа, чюдотворца. Списатель чудес пишет, что он трудился по прошению своего духовнаго отца Серапиона и еклесиарха Филарета, живших в обители Святаго и самовидцев чудес его, руководствуясь прежними их записками. Чудес 91. На конце анаграмма: Аще кто хощет уведати имя преписавшаго мя чюдеса препод. Макариа, се написую ти: десятиа дващи и пятиа четверицею, и един, паки пяторица четверицею, и един, десятиа четыре, сугубо и четыре пятию, дващи два со единою, единица четверицею сугубо; в сем имени слов седмица, три столпы и три души и царь, числа же всего имени 175. След. писец был Макарей.
л. 520 об. Слово похвалное на память препод. и богоноснаго отца нашего игумена Макариа колязиньскаго, чюдотворца. Нач. Созывает нас днесь, христолюбцы, светлое торжество. В конце Молитва таже, какая препод. Сергию под № 663 л. 597. л. 530. Сказание отчасти житиа иже во святых отца нашего Ионы, митрополита всея России. Тоже, что под № 675 л. 147. Последнее чудо о пономари и вкратце похвала св. Ионе. л. 565. Мес. июля в 24 день, страсть святую мученику Бориса и Глеба. Нач. Род праведных благословится.
л. 581. Мес. июня в 1 день, житие и подвизи и отчасти чюдес исповедание препод. отца нашего Дионисиа глушицкаго чюдотворца. Нач. Се бо ныне о сем блаженнем светлый учитель славный Павел въпиет. Соч. инок Иринарх. См. № 603. В заключение Слово похвално. л. 622. Главы явленныя в Патме Апокалипси Иоанну Иевангелисту. Глав 72. С л. 622 до конца писано другою современною рукою. л. 625. Заглавие предисловия толкователя: Андреа, архиеп. Кесариа кападокийскиа. Апокалипси святаго апостола Иоанна Богослова и евангелиста. С след. л. 626 начинается самый текст с толкованием. Под кн. Апокалипсис полистно: Лета 7107 (1599) мес. апреля день продал сия тетрати Апокалипсис черной поп Феофил черному же попу Иасафу, а подписал своею рукою. Под сею подписью другая иными чернилами: Сию книгу Апокалипсис положил в дом Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Сергиеве монастыре черной поп Иасаф по своей душе и по своих родителех.
л. 696. Кир Филофеа стиси събеседователны, Богородица Владычице молящи о людех. Нач. Законы странничества мати моя, делы же еси поистине не съблюде нимала.
л. 697. Мес. июня 25 день, повесть житиа св. чюдотворцов муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныа во иноческом чину Ефросинии. Нач. Богу Отцу присносущному Слову Божию Сыну и Пресвятому и Животворящему Духу. Выписка, напечатанная г. Ундольским в Москвит. 1846 г. ч. VІ под житием Петра и Февронии, взята из похв. Слова Константину кн. муромскому № 800 л. 70, а не из этого жития. Отселе примечание в Изв. Импер. Ак. Н. т. VІ стр. 242. По списку Московской Духовн. Академии творец жития свв. Петра и Февронии монах Еразм.
л. 707. Мес. июля 14, житие и подвизи препод. отца нашего Стефана иже на Махрищи. Нач. Понеже убо преблагый нашь Владыка Бог и Господь Ис. Христос всегда нам устраяя благая и полезная и о нашем спасении промышляя. Чудес 12. См. № 679 л. 303.
Впереди на белом листе: Книга Соборник, чтут по ней на Соборе у Троицы и в трапезе, Иасафа Павловскаго