Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. История Церкви и жития святых
Дата: 1630 г.
Кол-во листов: 809 л.
Примечания: Полуустав, в лист, написана Германом Тулуповым.
л. 1. Мес. маия в 2 день, житие св. Афанасия, архиеп. александрийскаго. Нач. Руфин же, иже церковное писание писав подобно что по первым временем отроком играющем вписах, рекше св. Афанасия Великаго. Впереди оглавление. л. 7. Мес. тогоже в 2 день, память св. мученика Амьфиана. Нач. Лютый змий и томитель безмилостив, уже от всех приим новую власть той год.
л. 12. Мес. августа в 14 день, о пренесении мощей препод. отца нашего Феодосия печерскаго.
л. 16 об. Слово о поковании раки препод. отца нашего Феодосия игумена печерскаго.
л. 20. Слово похвално св. препод. отцу нашему Феодосию, игумену печерскому, иже есть (в) богоспасаемом граде Киеве.
л. 31. Фотия митрополита киевскаго и всея Русии, во еже по первоначальственых оградах в пречестную обитель Успениа преч. Владычица нашея Богородица, и от первоначальственаго изобразования божественых отец, и проч. Напечатано в Дополн. к Акт. Истор. 1, № 180. л. 47. Нестора мниха обители манастыря печерьскаго сказание, что ради прозвася печерьский монастырь.
л. 51. Книга Патерик печерскый. О создании печерския церкви 6 слов. См. № 713. л. 67 об. Послание смиреннаго епископа Симона владимерьскаго и суздальскаго к Поликарпу черноризцу печерскому. За сим следует 9 отделов. Там же. л. 97 об. Втораго послания, еже к архимандриту печерскому Акиндину о святых и блаженных черноризець братии нашей. Списано бысть Поликарпом черноризцемь тогоже печерскаго манастыря. Отделов 14, порядок и надписи теже, что и под № 713. В конце Патерика сказано, что он списан в киево-печерском монастыре в 6968 (1460) году, по воле инока Кассиана для священноинока Акакия (бывшаго наместника киевскаго), а с сего списка, снят другий, по воле инокини княгини Евпраксии, в московском Вознесенском монастыре, дьяками Григорием и Ермолаем, в 6970 (1462) году. Там же. л. 180 об. Мес. тогоже в 6 день, память многострадалнаго и праведнаго Иова. Нач. Человек етер бе в стране, ему же имя Иов, и бе человек той истенен.
л. 182. В тойже день чтение и память св. Иова.
л. 185. Мес. тогоже в 7 день, явление честнаго Креста, иже ся явися над св. Голгофою и до горы Елеонския. Нач. Констянтию уже приимшу царство и престол по отцы своем Константине.
л. 190. Мес. тогоже в 8 день, иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго Слово похвално св. Иоанну Богослову и евангелисту. См. № 669 л. 13. л. 195 об. В тойже день, иже во святых отца нашего Прокла, архиеп. Константинаграда, Слово Похвално св. Иоанну евангелисту и Богослову. Нач. Друзии убо благовестницы еже по плоти родословие Господа и Бога нашего сказаша.
л. 199. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златаустаго Слово похвалное св. Иоанну и евангелисту Богослову. Нач. Иже подвигом внешним зрителие, егда некоего доблественика страдалца и венечника отнекуду пришедша уведят.
л. 207 об. В тойже день Иоанна Златаустаго, архиеп. Констянтинаграда, Слово похвално св. Иоанну апостолу и евангелисту Богослову. Нач. Иоанн во Ефесе асийстем, Иоанн асийская похвала.
л. 217. В тойже день, житие и пощение преподобнаго отца нашего Арсения (Великаго). См. № 669 л. 2. л. 223. Феодора худаго прозвитера игумена, исповедника студийскаго, похвала св. Арсению. Там же л. 4.
л. 242. Мес. тогоже в 9 день, пророчество велегласнаго Исаия пророка, сына Амосова, о последнем времени. Нач. Бысть в лето, вонже умре Озия царь июдейский, виде Господа седяща на престоле высоце и превознесенне.
л. 254. В тойже день, пренесение мощем св. и препод. отца нашего Николы чюдотворца, архиеп. мирския Ликия в Бар град. Нач. Присно убо должни есмы, братие, праздныкы Божия творяще в честь держати подобитися святым его. Русское сочинение, см. № 9 л. 209. В конце 7 чудес. л. 292. В тойже день сказание от чюдес св. великомученика сербьскаго царя Стефана чюдотворца. Нач. Сей убо блаженный и приснопамятный царь, еще жив сый, созда монастыря многы и пречюдны в царствии своем сербском.
л. 294 об. Мес. тогоже в 10, Слово похвално св. апостолу Симону Зилоту. Нач. Изначала в древних убо девства вещь малыми зело, и не от многих исправляема бе.
л. 300 об. Мес. тогоже 13 день, мучение св. мученицы Гликерии. Нач. В первое лето царя царствующаго Антонина, владующу же Савину Европиею.
л. 309. В тойже день, мучение св. Александра. Нач. Во времена Максимъяна нечестиваго царя бе гонение велие на христианы по всей земли.
л. 325 об. Мес. тогоже в 14 день, память св. Исидора уродиваго Христа ради, нарицаемаго Твердислова, ростовскаго чюдотворца. Нач. Твердислов вправду тезоименно наречеся, утверди бо ум и со словом вкупе, еже обеща к Богу играя. Чудес 6 и Похвала. л. 334 об. Мес. тогоже в 15 день, житие и жизнь иже во святых отца нашего Исаия, епископа ростовскаго, чюдотворца. Нач. Венец убо многоцветный всяким украшением цветовным украшен.
л. 342. Мес. тогоже в 15 день, житие и жизнь и подвиги и отчасти чюдес исповедание препод. отца нашего Ефросина, новаго чюдотворца псковскаго, жившаго над Талвою рекою. Нач. Иже святое житие пожившиих и веру божественую сохранших, св. препод. отец великих и в постных подвизех провозсиявъших. Соч. клирика Василия в 1547 г., издано в Пам. стар. русс. лит., вып. ІV, стр. 67–116. В конце: Похвала преп. Ефросину. л. 467 об. Мес. тогоже в 15 день, убиение св. и благовернаго и христолюбиваго царевича князя Димитриа Ивановича углецкаго и всея Росии чюдотворца. Нач. Бог премудростию землю основа, уготова же небеса разумом.
л. 475. Слово похвалное благоверному царевичю князю Димитрию, новому мученику. Нач. Благаго и человеколюбиваго Бога нашего, иже нас ради устроение и возведение от перваго падения, возвращение на присвоение самого Бога.
л. 483. Мес. тогоже 18 день, мучение св. мученика Феодота агкирьскаго и св. 7 дев. Нач. Подобает убо нам искусы на многы приимшим от св. мученика Феодота, не точию словесы хвалити и страсти, но и делы показати.
л. 509. Мес. тогоже в 19 день, житие и подвизи препод. отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца, русскаго града Вологды в пределех, иже в комельском лесу пречестный монастырь составльшаго преч. Владычица нашея Богородица, честнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупльше. Нач. Разум убо православным християном духовных мужь житиа ползы ради испытовати. Чудес 11 и Слово похвалное, в конце коего приписано: В лето 7097 (1589) маия в 20, при державе Государя благовернаго Царя и Вел. Князя Феодора Ивановича, всея Росия Самодержьца, в лето шестое царства его, и при святейшем патриархе Иеве, по благословению отца нашего игумена Лаврентия, написано бысть житие сие Преподобнаго, во обители преч. Богородица Корнилиева монастыря рукою многогрешнаго и последняго во иноцех Нафанаила корнильевскаго. После сей приписи 19 чудес новейших. л. 566. Мес. тогоже в 20 день, память обретение телеси иже во святых отца нашего Алексея, митрополита киевскаго и всеа Росии чюдотворца. Нач. По преставлении убо сего блаженнаго и присновоспоминаемаго иже во святых отца нашего Алексия, минувшим летом многим.
л. 577 об. В тойже день, митрополита Феодосия всея Русии о бывшем чюдеси сказание у гроба иже во святых отца нашего Алексия митрополита святейшаго всея Русии чюдотворца о исцелевшем хромцы. Издано в Соф. Врем. ч. 2 стр. 81–89, но с большим пропуском (вероятно за утратой листа в подлиннике) на стр. 82 стр. 9 после слов:службы сотворити.
л. 588 об. Мес. тогоже в 21 день, житие св. и равноапостолом благочестиваго царя Константина и матери его Елены. См. № 669 л. 17. л. 634. Мес. тогоже 22 день, мучение св. Василиска. Нач. В тоже время царствовавшу Максимъяну прииде пременник во Асклипиода место ин воевода, именем Агрипа.
л. 639. В тойже день, мучение святую Трофима и Евкарпиона. Нач. Многу бывающу воплю, любима братие, бедно же претящем самодержьцем на Божия рабы.
л. 642. Мес. тогоже в 23 день, житие препод. матери нашея Ефросинии, игумении Вседержителя Спаса и пречистыя Его Матере в Полотьсте граде. Нач. Благословен Господь Бог Израилев, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковль. Напеч. в Пам. стар. русс. лит., вып. ІV. л. 659. В тойже день, мучение Дометия и ученику его. Нач. Иулиану тогда пришедшу на антиохийский град, не бо того царя именовати, довлеет бо ему беззаконника и преступника нарицати.
л. 663 об. Мес. тогоже 25 день, Слово о повести на третие обретение святаго и славнаго во пророцех и Предчечи Крестителя Господня Иоанна, честныя и славныя его главы, како обретена бысть. Нач. Инока два от востока устремишася честнаго креста месту.
л. 667. Св. препод. отца нашего Феодора исповедника, игумена студийскаго, Слово похвално на третие обретение честныя главы Предтечевы, третие обретение ея. Нач. Третие явление Предтечевы главы памяти нынешней день принося созывает ны, о христолюбцы.
л. 672 об. Мес. тогоже в 26 день, Послание св. Василия, епископа амасийскаго, к некоему иноку впадшему в отчаяние, собрание от летописей царских. Нач. Увы мне, что имам писати тебе, или что помысля, иже на триех путех повержены?
л. 745 об. Мес. тогоже 28 день, житие и жизнь препод. матери нашея Филофия, списано патриархом терновьским Еуфимием. Нач. Иже к добродетели ведущии путь добре направляти обыче боголюбезных душа.
л. 768. Мес. тогоже в 29 день, житие и пощение и рожество и мучение св. и славныя и препод. мученицы и чюдотворицы Феодосии, мучене при Констянтине Кавалине, рекомем Гной, образа ради Господа нашего Ис. Христа, еже есть Сентилакти. Нач. Иже приобщитися святых памяти везде лепо есть и полезно.
л. 773 об. В тойже день, сказание житие св. праведнаго Иоанна, Христа ради уродиваго устюжьскаго чюдотворца. Нач. Жизнь богоугодну и житие непорочно мужа сего добронравна. На конце: Похвала св. блаженному Иоанну и Списание жития св. Иоанна, из коего видно, что житие св. Иоанна списано 7062-го лета (1554) в городе Устюге. См. Оп. Рум. Муз. стр. 518. л. 788. Мес. тогоже в 30 день, житие препод. отца нашего Исакия монастыря Долматьскаго. Нач. По поклонении пресвятаго и поклоняемаго Креста Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа кумирослужению уже отвержену бывшу.
л. 802. В тойже день, житие блаженнаго Исакия, бывшу прозвитеру и архимандриту. Нач. По обретении пречистаго и пречестнаго Креста Господа нашего Ис. Христа по царствии Констянтина великаго царя.
л. 809. Послесловие, см. № 655