Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №660. Сборник богослужебный

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: 1640 г.
  • Кол-во листов: 508 л.
  • Примечания: Скоропись небрежная, в четверть.
    Начальныя листы до 16 и конечные с 434 писаны разными почерками.
    л. 1. Канон Богородицы (Параклисис) и ангелу хранителю (малый) В конце две молитвы из малаго повечерия.
    л. 16. Канон божественому и покланяемому Параклиту еже есть Св. Духу. Оканч. молитвою Пресв. Троице из воскресной полунощницы.
    л. 23. Канон безплотным Ангелы и Архангелы небесным.
    л. 25 об. Канон пророку и великому Крестителю Господню Иоанну гл. 8.
    л. 29. Канон животворящему Кресту гл. 4.
    л. 32 об. Канон св. Апостолам гл. 8. В конце: Тропари воскресны 8 гласов.
    л. 39. Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго от мес. сентября до мес. августа. См. № 244 л. 73.
    л. 279. Тропари и кондаки от (недели) мытаря и фарисея до всех Святых.
    л. 306–401. Книга глаголемая Алфавит, сиречь Азбуковник или аз веде. Нач. Алеф наричют Еврее первое писма азбучное, еже есть аз, греческий алфа, руски аз. Адонаи – Господь, руски Бог, инде же обретох, написано Аданаи сый Бог. Сборник разнородных выписок из разных книг, раздел. на 169 глав. Впереди оглавление, сопровождаемое отрывками из руской летописи, в конце два послесловия; первое о прележании к чтению божест. книг списано, кажется, с какой то печат. книги, второе свое, частию о том же, а частию об оправдании в своих ошибках и неудобопонятности языка: Понеже ини разно гляголют вси уседцы языка сего, развее многым вещанием согласоваются и ни многими перевотчикама, и сие не до зело что поразумнилися, и се Русияне иже не многии, но на Москви, Понизове, Великий Новогород, Псков, а северская страна. Аз же многогрешне перебродя литовская Полша, Краков, Русь, Вилне, Подолия, Волыня и другая; слышах Словяне, Сербы, Болгары, Волоси, а третия часть, яже аз знаю, Чехове, Гусареве, Мозовляне, Подгоряне, Поляне, Меделяне поляне же и ини мнозе во всех частех и ордях, зело знаю, поразнилися, понеже град, то и пословица, но паки московска рече особна... Под гл. 130 на обор. л. 370, следовавшаго после 360, помещена таблица с написанием вь ней разных букв. Выше таблицы читаем: Во Риме написал бес над дверми церковными у верховных Апостол. Ниже таблицы: Смотряще же Римляне и недоумевающеся отнюдь, что сие на удивление бысть всем. Бес же, иже написа, явися юношою и глагола им: что зрите чюдящеся сему. Они же реша: не вемы, что се писание и хто писа. Он же глагола им: что ми дадите? Они же моляще его много и хотяще ему воздати залог сребра. Бес же протолкова им 6 покоев (написанных в первых только сверху клетках) и в часе времяне избысть. Буквы в клетках, читая снизу в верх, означают: Папа роди робенка перед вороты (церковными) Петра и Павла, с латинскаго: Рара ререrиt рuеrurm, еt соеtеra.
    л. 402. Первоздана человече Адама пророчеством Мо?сеово (и) от словес ап. Иоанна Богослова. Нач. Аз наречен начало и конец, и повели Господь Ангелам своим взяти на востоци, добро на западе, мыслете на юзе, ерь на севере, и нарече Господь Бог имя ему Адам. Сказание об Адаме, расположенное по алфавиту. В Словаре Памвы Берынды (напеч. в Киеве 1627 г.) имя Адам на греч. значит во весь свет.
    л. 403 об. Без надписи. Нач. Адам же в раи прежде согрешениа вся имеяше в воли своей и вся в воли его ходяше. О падении Прародителей, изгнании из рая, смерти их и проч., оканч. о главе Адамове. Статьи апокрифическия. См. № 794 л. 311.
    л. 411 об. Вопрошение Иоанна Богослова. Нач. По вознесении Господни сему Иванну возшедшу на гору Фаорьскую, возрех очима своима на небо. Упоминается в списке ложных книг. См. I. екзарх. стр. 210: Иоанна Богослова вопросы, иже есть: слыши праведный Iоанне.
    л. 419–427. Чьи-то два поучения, без надписи.
    л. 429 об. Показаны годы преставления 30 русских Святых.
    Листы 431–433 порожние, на одном из них написано: 150 (1642) на Страстную неделю в среду в вечер против великаго четверга был гром.
    л. 434. Молитва ко Господу нашему Ис. Христу по вся дни всякому человеку, наипаче иноку со умилением и другия из вечерних.
    л. 443. Канун Господу нашему Iс. Христу по вся дни. В конце: исповедание иноку на всяк день; молитва к пресв. Богородице по икосех и исповедание препод. Марии египтяныни к пресв. Богородицы.
    л. 451. Канон благодарень пресв. Богородицы с акафистом.
    л. 460. Канон апостолу и евангелисту Иванну Богослову гл. 2.
    л. 466 об. Канон препод. чюдотворцу Сергию гл. 8, с молитвой.
    л. 475. Полунощница повседневная, часы 3, 6, 9 и последование изобразительных.
    л. 490. Оглавление ирмосов на весь год, за тем из Октаика на 8 гласов и Триоди постной и цветной.
    л. 426. Многословное послесловие, из коего выписываем главное: В лето от создания Адамля 7148 (1640) зачал сию книгу Уставица от нужнийщии хитрыи писмеца писати и совершити в томже году, мес. июля с 20 числа и по сеньтября 1-го числа совершена сия книжица. И от нее письмеца снискаючи не во оно время...... но постигоша мя беды многыи и различныа скорби,... и зелнаго ради смущения сердца моего от лихоимец и несказаннаго ради безгоднаго гонения от враг и заунения зачаль писати, и всего лишен бех от отечества своего и стяжания... напоследок же и здравия своего остах..... А трудивыйся многогрешный раб Божий чернец Макарий, седе в дому пресв. Богородицы в монастыре Феодора Стратилата (на поле приписано: в Перееславле залеском)....