Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
Дата: 1551 г.
Кол-во листов: 458 л.
Примечания: Полуустав, в четверть.
л. 1. Оглавление.
л. 2–237. Триодь постная, под заглавием: Трепеснець надежду имущи на Бога, починаем в неделю о мытари и фарисеи, оконч. второй неделей поста.
На л. 238–347 бол. частию службы, а на конце б. ч. слова. При новом переплете много листов перемешано. л. 238. Мес. июля в 29 день, поучение св. апостола Петра и Павла. Нач. Послушайте братия апостола Петра глаголюща: О лукавый роде человече, се ли Господеви воздаете? Господь Бог всякому роду крестъянскому не велит глумитися, а вы глаголете, кая пакость от глумления. Сочинение русское. л. 239 об. В тойже день, похвала св. апостол Петра и Павла.
л. 246. Мес. сентебря 7, предпразднество Рожеству пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария и св. мученика Сазонта.
л. 257. Мес. тогоже 26, преставление св. ап. и св. Иоанна Богослова.
л. 271 об. Мес. октября 1, канон Покрову Пречистыа (Богородицы).
л. 276. Мес. тогоже 15, св. исповедник Гурия, Самона и Авива.
л. 281. Мес. тогоже 16, св. апостола Матфея и евангелиста.
л. 290 об. Мес. ноября 20, предпразднество иже в церковь Введенье пресв. Богородица и препод. отца нашего Григория Декаполита и иже во святых отца нашего Прокла патр. Костянтинаграда.
л. 305 об. Мес. тогоже 25, препод. отец наших и священномученик Климента папы римскаго и Петра александрийскаго.
л. 318 об. Мес. тогоже 30, св. апостола Андрея первозваннаго.
л. 326 об. Мес. декабря 4, св. великомученицы Варвары и препод. отца нашего Иоанна Дамаскина. Окончание службы после л. 331 см. л. 340–344. л. 345. Мес. ноября 24, св. великомученици Екатерины. После л. 347 см. 332–335.
л. 336. Мес. ноября 24, мучение св. мученици Екатерины философици. См. № 641 л. 33. Продолжение жития после л. 339 чит. 348 и далее. л. 357. Мес. февраля в 17 день, слово св. Феодора Тирона. Нач. В времена она Уалента царя царствующа во афуньстем граде и бояром его мужствующим и показася етер муж стратиг. Житие ложно составленное. Издано г. Тихонравовым в Пам. отр. лит. II, 93–99. л. 362. В 6 неделю, Вхождение в Иерусалим Господа нашего Iс. Христа. Слово блаженнаго Кирила (туровскаго). См. № 9 л. 32. л. 366. В суботу цветную, Слово на въскресение Лазарево. Нач. Приидете возлюбленнии празнолюбци, паче же сущи вернии христолюбци, насладитесь днесь неизреченныя радости.
л. 371. В св. великый четверг, поучение Иоанна Златоустаго о св. причастии тела и крови Христовы. Нач. Царь который убо славен или князь, аще которому приидет ко граду, сретають ту сущии.
л. 374. В св. великий четверг, Слово блаженнаго Евсевия о сшествии Иоанна Предтечи во ад и о предании Господни. Нач. Добро есть, возлюбленнии рещи, како благовестил есть Предчеча сущим в аде и како его вопросили.
л. 381. В великий пяток, Слово о снятии Господни с креста, о плаче и рыдании Богородица. Нач. Чюдеса Господни и силы кто, возлюбленнии, изглаголеть, или кто возможет извещати страсти его. Срав. № 142 л. 187. л. 387. В суботу великую на завтрении Слово о положении Господни в гроб. Нач. Что се днесь безмолвие много на земли?
л. 389. В суботу великую вечер, Слово св. Епифания епископа кипрьскаго. Нач. Всюду лесть сама ся ослепляет.
л. 392. В св. великую неделю Пасхи, о Въскресении Господни Слово Иоанна Златоустаго. Нач. Въста в третий день Господь нашь Ис. Христос, жизнь мирови даруя. Оканч. сказанием о стоянии солнца в течении седми дней Пасхи. См. № 204 л. 252. л. 397. В неделю новую антипасхы, сиречь в Фомино, Слово блаженаго Кирила иерусалимскаго о испытании Фомине. Кирилла туровскаго. См. № 9 л. 68. л. 403 об. Тогоже блаж. Кирила ерусалимскаго Слово в 3 неделю по Пасце, похвала Иосифу и о мироносицах. Тогоже Кирилла туровскаго. См. там же л. 73. Слово разделено на два отдела; первый, по слич. в Пам. росс. Слов. стр. 28, сокращеннее. После слов на 11 строке: всем известно бысть телесное востание, в сем списке следует: Ныне же явлениемь Мироносиць озарися радостию всея земли конци. Егда бо во гробе полагашеся, тогда Мария Магдалини и Мария Ияковля зряста, где полагаху и. См. л. 36. Вторый отдел озаглавливается: Похвала правед. Iосифу, благослови отче. Там же л. 39. л. 408 об. В 4 неделю по Пасце, Тогоже блаж. Кирила о разслабленем, от бытия сказания евангельскаго. Кирилла туровскаго. См. № 9 л. 81. л. 415. В среду 4 недели по Пасце, Слово иже во святых отца нашего Iоанна Златоустаго, патр. Царяграда, на Препловление Пятьдесятници. Нач. Трие велици беша праздници жидовьстии: Пасха, Пятьдесятница, Препловление. См. № 142 л. 203. л. 418. В неделю 6 по Пасце, Слово о слепци и о зависти жидовьстей, от сказания евангельскаго. Кирилла туровскаго. См. № 9 л. 96. После л. 419 чит. 428, 429, 431, 430, 433. л. 432. В четверг 6 недели по Пасце, блаж. Кирила епископа Слово на Вознесение Господне от пророческых указаний. Кирилла туровскаго. Там же л. 102. После л. 433 чит. 432, 434, 420, 422. л. 422 об. В неделю 7 по Пасце, Събор св. Отець 318, сшедшихся в Никеи на Ария еретика. Нач. Отець св. 300 и 18 днесь празднуются по веровании бо иже Сын Божий быв человек пострада нас ради и умре. Сочинение русское. л. 426. В неделю Пянтикостную Слово Иоанна Златоустаго. Нач. Любящим Бога празднованию годне убывают.
л. 427 об. В понедельник Пятидесятницы на Сшествие Св. Духа Слово иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Нач. Зело ныне удръжает ум Господня предивная чюдеса и славныя видения таин ужасают ми душевную мысль. После л. 427 чит. 444 и далее. л. 446. В неделю всех Святых поучение тогоже. Нач. Отнележе Пятьдесятницу праздновахом и прихожение Св. Духа не прииде седми днев число.
л. 449 об. В тойже день Слово о Флавьяне, бывшем преже разбойником. Из Пролога. л. 451. Мес. ноембрия 27, еже по Бозе Знамение бывшее Пречистою в Великом Новегороде и св. великомуч. Иякова персянина. Служба, продолжение после сего листа см. 436–443, окончание 452 и далее. л. 237. Послесловие по окончании Триоди: В лето 7060 (1551) мес. октебря в 2 день написана бысть книга сия, глаголемая Триодь, при дръжаве Государя Царя В. Князя Iоанна Васильевича всея Руси и государя нашего благовернаго Князя Владимера Андреевича и при епископе Акакие тверьском, замышлением и строениемь рабом Божиимь Маркам Трифанавым сынам Турышкина к всемирному Воздвижению честнаго и животворящаго Креста. А написана бысть книга сия рукою многогрешным рабом Божиим священникам Воздвиженьскым Якавам (sис). Владыко многомилостиве, всего добра подателю, рекий: просите и приимите, толцете и отверзется вам; тем и аз грешный, надеяся тому словеси проглаголах и написах Триодь сию постную. Аще в котором стихе изгрубих, или леностию, или со другом глаголя, или о житийских мыслех прилежа, и угодна буди Твоему человеколюбию; спаси мя по милости Твоей, яко благословен еси в веки аминь. А говорити книга сия внятно и тихо; аще ли будет где описался, и вы Бога ради для сабою исправливайте, а меня грешнаго не клените. Мир вам буди, братия моя, аминь. Радуется заець, от тенета избывши, тако и аз радуюся, скончеваючи останешную строку Триодь сию постную