Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
Дата: XVI в.
Кол-во листов: 445 л.
Примечания: Полуустав, в четверть. На первых 6 листах запись замеч. событий ХV и первой полов. ХVI века; тут же на л. 2: Игумени Троицкие Сергиева монастыря, и после котораго которой был у Троици, и колико жил лет на игуменстве, а на обороте перечень игуменов Кирилова монастыря. Из летописных заметок приводим следующия: Лета 7021 октября 3 в Сергиеве монастыре основаша ворота кирпичные, а на воротех (кирпичную церковь) во имя Сергия чюдотворца, которая, как сказано ниже, освящена 7022 декабря 15, в присутствии Вел. Князя, Митрофаном еписк. коломенским. Лета 7022 декабря 11 священа бысть церковь Покров св. Богородици в новом селе Олександровском; тогды Князь Вел. и во двор вшел. Лета 7024 марта 16 в неделе Вход в Иерусалим в 7 час дни преставися архиеп. Серапион. Лета 7028 маия 6 преставися игумен Памва Мошнин.
л. 7. Без начала, общеупотр. каноны, числом 7, что под № 320 л. 177–221 и л. 246.
л. 67. Выписка из Хронографа и перечень Вел. Князей и Митрополитов русских до средины ХVI века.
л. 70. Часослов.
л. 146. Слово св. и препод. отца нашего Ефрема о покаании и о любви еже и о крещении и исповедании и кресту похвала и о втором пришествии Христове и о будущем суде Слово 102; потом Егоже Слово 103 о втором пришествии Христове. См. № 7 л. 202, 214. л. 162. В той же день (?), поучение св. отца Иосифа. Нач. Рече авва Iосифь: что убо творить человекь, несть ли ми милостыня?
л. 164 об. Слово св. Иоанна Златоустаго о иже в церкви без страха стоящих. См. № 145 л. 182. л. 166. Слово от Патерика душеполезно хотящим каятися. См. № 626 л. 606.
л. 173. Канон св. Пасхи, творение господина Иоана Дамаскына.
л. 182 об. Канон Святей Живоначальней Троици. Встречается выше л. 45 об. л. 191. Служба воскресна гл. 1.
л. 213 об. Служба, сент. 19, св. Феодору, Давиду и Константину ярославским чудотворцам с двумя канонами, последний на пренесение мощем. В конце Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора ярославскаго. См. № 466 л. 355. л. 235. Молитва препод. Сергию чюдотворцу радонежскому. См. № 663 л. 597. л. 236. Св. Нила о 8 помыслех.
л. 237. Столпы Евангелий.
л. 247. Слово I. Златоустаго на Пасху, без конца.
л. 248. Служба, сент. 25, препод. Сергию чудотворцу без начала. л. 264. Канон честнейшему в пророцех великому Предтече Крестителю Иоанну гл. 2.
л. 275. Канон св. чюдотворцу Николе.
л. 282 об. Последование к божественному причащению. См. № 267 л. 255. л. 324 об. Служба воскресна гл. 3.
л. 343 об. О велице дни, о яице свидетельство св. Иоанна Дамаскина.
л. 344. Новейшее чюдо св. Николая чюдотворца. Нач. Явлюшуся св. Николе в Констянтинеграде при самодержце Леонтии, при патриарсе Афонасии, старцу именем Феофану. В конце мелкие отрывки.
л. 350. Препод. отца нашего богоносца Маркиана поучение о смерти. Нач. Молю вы убо, братие, имейте всегда смерть пред очима си, о сем бо помышляюще не имати съгрешати. За тем Страсть св. мученици Александры царици Диоклитиане. Поучение св. Анастасиа о казнех Божиах, о ратех и о гладе. Поучение о смерти и о суде. Из Пролога. л. 354. Служба, ноября 17, препод. Никону радонежскому.
л. 363. Без надписи. Нач. Се же буди ведомо всеми языкы и всеми людми, яко русскый язык ниоткуду же приа веры сеа святыа. Здесь сказано между прочим... А грамота рускаа Богом дана в Корсуни Русину, от неаже научися философ Константин..; тъйже мужь Русин живяше благоверно постом и добродетелию в чистей вере, един уединився, и тъй един от рускаго языка явися прежде крестиан и неведомь никымже, откуду есть, и проч. Из Хронографа, см. Добровскаго о Кирилле и Мефодии стр. 118. л. 364. Молитвы, егда перенос несут; егда чести евангелие; после кануна Исусова.
л. 366. Служба повседневная.
л. 374. Стихиры нарочитым Святым, по порядку месяцеслова, некоторыя под крюками.
л. 432. Тропарь и кондак препод. Сергию и Петру чюдотворцу на принесение мощем.
л. 433. Повесть душеполезна о мужи благовернем. Нач. Поведа нам от благоверных человек: бе некий муж верен и житьем добр, и т имеяше сына единородна и бысть глад крепок. На конце отрывок о пияньстве. л. 436. Повесть полезна от древняго списаниа сложена, являющи преславнаго бывшаго чюдеси о иконе преч. Богородици, еже нарицается Владимерьскаа, и како прииде от града Владимеря в боголюбывый град Москву и избави град нашь и нас от безбожнаго и зловернаго царя Темиря-Аксака. См. № 680 л. 349.
На первом листе: Книга архиепископа Велико Новагорода и Пскова Серапиона Куръцова