Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №541. Минея служебная (месяц март)

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 305 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть, 305 листов, замечательна.
    Какой-то грамотей, не понимая, почему одним Святым положена служба в Минее, а другим Святым, упоминаемым в Святцах под тем же числом, нет ея, решился написать службы и этим последним. Главным источником для него при составлении служб служила та же мартовская Минея; поступая без всякаго разбора, из службы одного Святаго он брал стихиры, из службы другаго канон, а иногда выписывал и всю службу. Изменений в выражениях он делает очень мало, от чего службы его, перенесенныя напр. от мучеников к святителям, наполнены грубыми несообразностями. А что еще удивительнее, он позволил себе изменять и искажать службы и тем Святым, коим положены оне в Минее. Мы укажем все службы отличныя от печатных, а также по возможности укажем и откуда оне извлечены.
    л. 1. В службе под 1-м числом препод. мученице Евдокии канон отличный от положеннаго в печат. служ. Минее. Откуда взят, неизвестно.
    л. 22. Под 5 числом положена служба на обретение мощей князя Феодора ярославскаго и чад его Давида и Константина также особенная. Первый канон им, с надписью:
    творение кир Феофана, взят из службы препод. Венедикту, что далее под 14 числом, а вторый – из службы преподобномуч. Никону и ученикам его, что в сем же месяце под 23 числом. В печат. служ. Минее оба канона творения Иосифа. Первый канон встречается еще в службе (февр. 4) препод. Кириллу новоезерскому. См. № 628 л. 126. Замечательно также, что Давид и Константин называются здесь не чадами Феодора, а внучатами.
    л. 40 об. Служба под 6 числом 42 мученикам иже в Аммории изменена.
    л. 51. Заглавие службы в 8 число: паметь препод. отца нашего Феофилакта епископа никомидийскаго, и препод. отца нашего Иефросима и иже с ними. Служба первому та же, что в печат. Минее, о второму стихиры и канон взяты из службы (маия 24) препод. Никите переяславлскому. Там канон этот без надписи, а здесь сказано: творение Георгия мниха. Но какого Евфросина разумел здесь автор, решить трудно. С сим именем Церковь совершает память двух преподобных: Евфросина повара сент. 11-го и Евфросина псковскаго маия 15. В мес. Минеях служба из них положена второму – псковскому и напечатана 7135 (1626) года под 15 маия. (Авторы Истор. Словаря о русс. Святых и Словаря о дух. писателях вероятно не видали Минеи этого выхода, сказав, что в мес. Минеях особой службы ему не положено, а находится оная рукописною в обители его). В службе препод. Евфросину после стихир на Господи возвах приложен в сей ркп. славник, кажется, собственнаго сочинения нашего автора; читается так: Преподобне отче Ефросиме, благодатию Божиею наречеся воистинну, и наставнику своему порученное ти вдал еси от виноградиа три аблока, и во Христа облечеся Христа ради, и чиста научил еси славити во Троици единаго Бога, моли спастися душам нашим. В житии препод. Евфросина псковскаго, составленном 1547 г. клириком Василием (см. № 676 л. 342), нет никакого сказания о трех яблоках, а упоминаются оныя в повести об Евфросине поваре. По 6 песни написаны еще кондак и икос, отличные от положенных в службе Никите Столпнику.
    л. 73. Заглавие службы в 10 число: память св. мученика Кондрата и иже с ним, и препод. отца нашего Феофана сигрианьскаго. Последнему Святому служба положена далее под 12 числом, а препод. Феофану выписана вся из 4-го числа сего месяца, что препод. Герасиму иже на Иордане.
    л. 85 об. Под 11 числом положена служба Евфимию архиеп. новгородскому опять особая от печатной. Первый канон тот же, какой далее под 18 числом Кириллу архиеп. иерусалимскому, а вторый, что выше под 8 числом священноиспов. Феофилакту епископу никомидийскому; в последнем каноне изменен только порядок тропарей. И стихиры некоторыя святителю Евфимию исповедническия; так читается третья из них: Отче премудре, поганых прещение не устрашися преблаженне, богобоязненным умом Христове благолепно и честно иконе научил еси поклонятися всем несрамно и теплою верою целовати, и потом претерпел еси биение, отче Иеуфимие, и темница, провидя будущая радости.
    л. 100. Заглавие службы в 12 число: память препод. и богон. отца нашего Феофана исповедника нитрийскаго (вместо сигрианскаго), и паметь иже в святых отца нашего святаго и священномученика (?) Григория папы римскаго. Григорей изложи и прежесвященную службу. Стихиры первому особые от печатных, канон тот же. Службы Григорию Двоеслову в мес. Минеях не положено. Стихиры ему взяты из службы священномуч. Ипатию епископу гагрскому, что далее под 31 числом, а канон неизвестно откуда, приличный тому же Ипатию. Ибо в первом тропаре 9 песни читаем выражение: жезлом твоим урани убо змия благодеръзновенно, яко удицею извлек отче, от клетей царьских, огнем изнурил еси...
    л. 114. Под 13 числом положена служба Арсению епископу тверскому, отличная от печатной. Канон взят из службы священноиспов. Феофилакту (см. выше л. 51), без всякаго изменения даже таких выражений: и ныне мученическим увязеся венцем. В печат. служ. Минее канон этот приписан Феофану, а здесь в ркп.: творение кир Козмы; в службе Иоанну архиеп. новгородскому этот же канон (см. ниже л. 262) с другою надписью: творение Серапиона священноинока. Пред седальнами по кафизмах замечено автором: Подобает ведати и се, яко сего Святаго поем службу всю неизменно в вторую неделю поста. Церковь совершает память св. Арсения 2-го марта, а не 13-го или во вторую неделю поста.
    л. 127 об. Заглавие службы в 15 число: паметь cв. 7 мученик маковейских агапий и иже с ним, и страсть cв. мученик двою Дионисиов. Под сим числом действительно положена служба 7 мученикам, только не Маккавеям, а пострадавшим в царство Диоклитианово. Одно из собственных имен мучеников Агапий поставлено здесь вместо нарицательнаго, что видно из начала первой стихиры: Мученици Христови седмочисленнии агапии, гонитель стремлениа и нужную смерть ни вочтоже вменили есте. Двум Дионисиям из числа 7 мучеников служба здесь особая, выписанная из 3-го числа мученикам Евтропию и дружине его.
    л. 135 об. Заглавие службы в 16 число: память cв. мученика Савина, и память cв. мучеников Александров двух. По сличению с печат. службой одне только стихиры те же, а канон другой. Мученикам Александрам под этим числом нет никакой службы, и в Святцах показана память одного Александра, священномуч. папы римскаго. Не разумел ли здесь автор другаго Александра, упоминаемаго под предъид. 15 числом, тоже священномученика иерея, или из числа 7 мучеников двух Александров, как и двух Дионисиев? – Служба сим Александрам таже, какая ниже муч. Хрисанфу.
    л. 155 об. Заглавие службы в 19 число: паметь cв. мученик Христофора (ошибкой вм. Хрисанфа) и Дарьи. В печат. Минее служба положена обоим вместе, а здесь порознь; служба первому сходна с печатной, а мученице стихиры и канон те же, что ниже муч. Матроне селунской.
    л. 172. Заглавие службы в 21 число: паметь препод. отца нашего исповедника и присновоспоминаемаго Иакова епископа иконейскаго. Служба сходна с находящейся в печат. Минее, но замечательно здесь слово: иконейскаго, употребленное автором едва ли не в смысле: за иконы пострадавшаго. Потому что ни в Четь-Минее, ни в Прологе нет сказания, какого города Иаков был епископом.
    л. 221 об. В службе на 26 число другий канон арханг. Гавриилу, особый.
    л. 230. Заглавие службы в 27 число: паметь cв. мученици Мотрены (и) иже Писидии пострадавших. Служба в ркп. и печат. Минее одна и таже – муч. Матроне селунской, но что значат последния слова: иже в Писидии пострадавших, неизвестно.
    л. 234 об. Заглавие службы в 28 число: паметь п репод. отца нашего и чюдотворца Стефана, и паметь препод. отца нашего Илариона новаго, игумена честныя обители пелекитийския (вм. пелекитския). Стихиры и канон первому особые, а последнему сходны с печатными, только с замечанием: последование cв. и препод. отца нашего Илариона новаго поется на павечерници.
    л. 254 об. В службе на 30-е число препод. Иоанну Лествичнику стихиры сходны с печатными, а канон особенный. Некоторые тропари взяты из службы священноиспов. Феофилакту (см. выше л. 51), а другие, кажется, своего сочинения. В образец последних выписываем первый тропарь 5 песни: Остроте сроитель благомощен отче явися духом, ибо гнездящагося змия силно озарил еси и написав о чреве объжырливе закон воздержания мудре.
    л. 263. В тойже (30) день преставление иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Великаго Новагорода и Пскова, новаго чюдотворца. Служба особая от печатной, положенной 7 сентября. Первыя стихиры те же, какия поставлены в первых на Господи возвах под 5 числом князю Феодору и чадам его, а вторыя, что под 18 числом cв. Кириллу архиеп. иерусалимскому. Первый канон Святителю взят из службы (24 июня) Петру и Февронии муромским чудотворцам, во многих рукописях приписываемый Пахомию мниху, а здесь с прибавлением: творение господина Пахомия многих (не мниха ли?) обители студейския; о втором каноне с надписью: творение Серапиона священноинока, было сказано выше л. 114.
    л. 275. Заглавие служб в 31 число: паметь препод. отца и паметь (вм. последняго: и память в подлиннике вероятно было: Ипатия) чюдотворца епископа гагрьскаго, и cв. мученика Уара, и cв. священномученика Авдея епископа пилусийскаго. В печ. Минее под сим числом положена служба одному священномуч. Ипатию, а здесь в ркп. три. В службе первому стихиры сходны с печатными, а канон другой, что выше Григорию Двоеслову. Память муч. Уара Церковию совершается только 19 октября, [Вероятно память его и других положена здесь на основании службы всем Святым, соч. препод. Христофора. По некоторым спискам в службе Христофора так изчисляются Святые мес. марта с 10–21 числа во 2-м тропаре 6-й песни :«Подобает Кондрату со дружиною и Софронию и Феофану песнь, Никифор же песм и и Венедикт и Ефросин и Александра два и Дионисиа два же да похвалятся, и дивнии мученици 7 агапий с дружиною, и мученик Савин, и Божий человек Алексий, и Кирил друг Христов, Хрисанф и Дариа философица, и препод. отци в обители св. Савы избиени, и Фетиниа самаряныни, и препод. Иаков исповедник,» а в 3 тропаре: «чту.... и Уара.» См. № 346 л. 7. В следов. Псалтири, изд. в Москве 1658 г. («с прилежным исправлением с греч. книг исправися)» стр. 677, означенный тропарь читается так: «10. Подобает Кодрату, 11. и Софронию, 12. и Феофану, 13. песнь Никифору же, 14. песнми Александр да восхвалится, 15. Агапий с шестию мученик, 16. Родион папа, 17. Алексий, 18. Кирилл друг Господень, 19. Хрисанф же и Дариа, 20. Отроковицы седмь девы, 21. Иаков преподобный.»] но эта служба отлична от помещенной под тем числом. В житии сего мученика говорится, что с ним пострадали и 7 учителей христианских, но не поименованы, а здесь в 3-й стихире читаем имена их: Со всехвалным Уаром да воспоется светло Аннурий Великий, и Келестин, и Мантирей, и Анисим, и Евдоксий вкупе, и славный Понкритей верно....Канон муч. Уару тот же, какой муч. Савину под 16 числом. О службе последняго Святаго замечено здесь: cв. Авдея поем службу на павечерници. В Святцах под этим числом упоминается Авда епископ персидский, а не пилусийский, как сказано в заглавии, но ни службы в Минее, ни жития в Четь-Минее ему не обретается. Стихиры и канон ему те же, что выше под 2-м числом священномуч. Феодоту епископу киринейскому.
    л. 291. Под последним 31 числом написана еще служба на обретение честнаго телеси святителя Ионы митр. московскаго. Под сим числом святителю Ионе положена служба на преставление его, а не на обретение мощей, но эта ркп. служба особеннаго состава. Стихиры на Господи возвах двои; первые неизвестно откуда взяты, а вторые, начин. Кими похвалными венци венчаем архиерея и святителя, разделеннаго телом (?) и совокупленнаго благодатию, – из службы (24 июня) Петру и Февронии муромским чудотворцам, творения Михаила мниха. Стихиры на стиховне те же, какия на Господи возвах под 5 числом князю Феодору и чадам его. Первый канон взят из службы Петру и Февронии с надписью довольно сходною: творение Мисаила (вм. Михаила мниха), а вторый, с надписью: творение господина Иоанна мниха, взят из службы Никифору патр. Царяграда, что выше под 13 числом: в печат. Минее он приписан Игнатию.
    Сверху заглавнаго листа почерком ХVII века:
    Сеа книги не отдати никуды из монастыря Сергиева