Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №408. Стихирарь крюковой (с прибавлениями)

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: Втор. пол. XV в.
  • Кол-во листов: 508 л.
  • Примечания: Полуустав, в осьмую долю.
    л. 1. Ирмолог, заглавный лист утрачен.
    л. 92. Степенна (8 гласов), гл. 1, антифон 1, творение кир Феодора студийскаго.
    л. 100 об. Припелы на праздникы, без крюков.
    л. 106. Стихиры, творение Леона царя, по вся недели.
    л. 111. Чин нощи св. пятка. В конце царские часы в сей день.
    л. 138 об. Стихиры въскресны на 8 гласов.
    л. 148 об. Подобникы певаемы от 8 гласов по всему году в Миниах, и в Охтае, без крюков.
    л. 154 об. Ирмосы препразднственные Р. Хр. и Крещению без крюков.
    л. 161. Имяна знамением или названия крюковых нот, числом 50, с начертаниями. Нач. Параклит, змиица, полкулизмы, голубець. Порядок отличен от показан. в Оп. Рум. Муз. л. 652 и Сборн. Кирилл-белоез. монастыря; есть изменения в названии и начертании крюков, напр. крыжь, ключь, сорочия нога, кобыла.
    л. 162. Многолетие: Великому Князю Ивану Васильевичю всея Руси, дай Бог ему многа лета, умножи Боже лета, с прибавочным словом, см. след. № 409 л. 313.
    л. 163. Отрывки из церк. обихода постнаго, потом стихиры от недели ап. Фомы до всех Святых.
    л. 178. Стихираль месячный. Стихиры, по порядку месяцеслова, избранным Святым и праздникам, бол. частию без крюков. Под 25 сентября положены две стихиры на крюках препод. Сергию.
    л. 293. Ирмосы в средокрестную неделю В. поста. Листы 298–330 порожние. Прибавления:
    л. 330 об.–387. Способы и средства ставити поташ; наводити золото на железо; о меди; о чернилех; о киновари, и проч. В средине мелкия выписки, наиболее из творений и житий св. Отцев, частию и др. неизвестных источников, напр. (л. 373): Диждьман и Гест разбойници с Христом распяты. А Пилатова жена именемь Прокула. Прободый Господа Фалас именем, а родом Фрязин, раб Логвинов сотника. А за ланиту ударивый Господа Атлас именем, родом мурин. (л. 374 об.): Жив препод. игумен Сергий 70 и 8 лет, преставися в лето 6900 сент. 25, по 30 летех обретение мощей его. След. преставление препод. Сергия было в 1391 г., а обретение мощей в 1422 году, между тем доселе печатают в Святцах (июля 5) при след. Псалтирях: Обретение мощей Сергиа бе в лето 6935, от Р. Хр. 1427, а в Святцах при Часословах, изд. в Киеве 1729, 1751, 1814 и др. гг. – в 1435 году. Г. Шевырев в лекциях своих (прим. 1 и 2 к 12 лекции) изменил и год кончины препод. Сергия; в «прекрасной» ркп. его наверно написано: в лето 6900-е, а не 6905 [В «Описании» и первое и второе число написаны славянской буквенной цифирью; при этом последняя буква «е» – в первом числе означает окончание, во втором – цифру 5.]. (Буква е, отделенная от летописи, или соединенная с ней, но сверху, не означает цифры. См. Оп. Рум. Муз. стр. 656 строк – а 4-я сверху и снизу).
    л. 387 об. Слово о высокоумном хмелю и о худоумных и нестройных пианицах. Тоже в Оп. Рум. Муз. стр. 521 и 546, но приписываемое Кириллу философу другой редакции. Уч. Зап. II отд. Импер. Ак. Наук, т. V, стр. 64 и 65.
    л. 392. Послание, утешительное в скорби, с прибавлением в конце: Господину осподарю преосвященному архиеп. Феодосию, митр. всея Руси бывшому, († 1475), имярек, господине нищой твой челом биеть. Если приписка сия имеет связь с посланием, то оно должно быть написано игуменом Серг. монастыря Спиридоном, другом митр. Феодосия; по крайней мере оно русское и писано настоятелем монастыря и многаго братства.
    л. 394. Василиа амассийскаго слово (неполное), яко вси человеци истязани будут о еуангельскых заповедех, иноци же и мирьстии.
    л. 397 об. О Митрополитех. Нач. Митрополите рускыя земля, отнелиже крестися св. В. Князь Владимир, елицы митрополити от тогда и до нынешняго времени правиша соборную великую Божию Церковь рускую, развее Пумена, и Дионисиа, и Григориа Цамблака, и Герасима, и Исидора, и Григориа ученика его, сии начин. Михаил, оконч. 34-м Геронтей († 1489 г.). В связи за сим следует изчисление 18 епископий рускыя земля, иже подлежат митрополиту киевскому и всея Руси, и како имут чиновы и престоли. См. Оп. Рум. Муз. стр. 514.
    л. 3(9)8 об. Выписки из Лествичника, св. Исаака Сирина и др., а с л. 455 из воскресных поучений И. Златоуста.
    л. 471. Стослов Геннадия, начин., за утратой листа, с 9 главы.
    л. 484. Азбука первая, начало о Бозе. Нач. А. Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати. Б. Бога Отца чту, Бога Сына славлю, Бога Духа Св. проповедаю, и т. д.
    л. 485. Азбука вторая, имуще глав 300. Нач. А. Аз от начала повествую с тобою, евреянине. Б. Бог исперва всю тварь створи рукою от небытья в бытье, и т. д. Окончание чит. л. 502 и далее.
    л. 503. Азбука третья. Нач. О исхожении вашем изь Егупта и о вавилоньстем плене и о работе, иже при Антиосе. Глаголеть Господь ко Израилю: А. Аз есмь Израилю изведый тя из дому работнаго. Б. Бог твой свободив тя от лютаго мучения и т. д., прерывается на букве П.
    л. 487. Премудрость Исуса сына Сирахова. Въпрос и ответ всякому християнину с жидовином. Нач. Почто жидовине не веруеши в Святую Троицу? В конце мелкие отрывки, между коими на обор. л. 494 помещено толкование трех стихов, написанных в святей Софии в келии Соломоня (см. № 122 л. 150), а на л. 497 замечание: Философи мнози, Петр всех философей; книжници мнози, Иван Богословець всех книжней; всех Святых мучения и страсти и разумы на Павле обрящеши, и проч.
    л. 504 об. Записки замечательных современных событий, выписка из хронографа и ручная пасхалия. В Истории росс. Иерар. ч. 1 стр. 76 год преставления архиеп. новгородскаго Сергия показан 1504, а здесь читаем: В лето 7003 (1495) априля 9, в среду, 4 час нощи преставися прежебывшей архиеп. Сергий Великаго Новагорода и Пскова, а положен в землю априля 10, в четверток, у Троици в Сергиеве монастыре