Рубрика: Рукописи пергаменные. История Церкви и Жития святых
Дата: XIV в.
Кол-во листов: 242 л.
Примечания: Устав в два столбца, в лист. Заглавие: Книга глаголемая Соборник, о Бозе починаем.
Л. 1. Неделя о блудном сыну, Слово Иоанна Златаустаго. Нач. Присно убо Божие человеколюбие проповедати долъжни есме.
л. 7 об. В неделю мясопустную, Слово св. Ефрема о втором пришествии Господа Бога Ис. Христа. Нач. Егда житья человеком лета реченная сконьчаются, прити имать Господь с небесе, с силою и славою многою с бесчисленною.
л. 19 об. В неделю сыропустную, Поученье Иоанна Златаустаго. Нач. Грядете братие, внидемь в благое отишье посьстьное.
л. 25. В 1-ю неделю поста, Поучение тогоже. См. № 9 л. 14. л. 28. Слово тогоже о суде хотящем быти. Нач. Послушайте братие и внемлете с разумом в сердца ваша.
л. 30 об. В неделю 2 поста, Поучение тогоже. См. № 9 л. 16. л. 32 об. Слово тогоже о милостыни. Нач. Аще без печали, человече, желаеши быти, то уклонися мятежа мирьскаго.
л. 34 об. Неделя 3 св. поста, Поучение тогоже. См. № 9 л. 18. л. 37 об. Слово тогоже, како подобает в нощь молитися к Богу. Нач. Щит приими, о человече, рекше святыя молитвы, оградися ими. В Переводах с греч. Паисия Величковскаго, изд. 1849 г., приписано также И. Златоусту, а в Правосл. Собесед. 1858 г. ч. 2 издано как русское сочинение. л. 40. В неделю 4 св. поста, Поучение тогоже. См. № 9 л. 20.
л. 42 об. Слово Исаия пророка, яже пророчьствова о последнех днех и летех. Нач. Тако глаголеть Господь Саваоф: слышите сынове человечьстии и вънемлете глаголы уст моих.
л. 48 об. В неделю 5 поста, Слово Иоанна Златаустаго. См. № 9 л. 26.
л. 51 об. В тойже день, слово о Исакии мнисе иже в Кееве прелщену от бесов. Нач. Бысть черьноризець, именемь Исакий, родом торопчанин. Се раздав имение свое нищим и иде в монастырь к великому блаж. Антонию в печеру.
л. 55. В неделю цветную, Поучение Иоанна Златоустаго. Нач. Брате, преплувьше морьскую пучину постную течение желаема дозряще пристанища. Одно сие начало.
л. 55 об. Чюдо св. Иоанна Богослова о Кунопе волъхве. Нач. Бяше же некий человек в Патме, имя ему Куноп, сей живяше четыредесять поприщь от града на месте пусте.
л. 66. Мес. ноября в 27, мучение св. Якова перьскаго. Нач. Бяше некто человек, именем Яков, живяше в граде Вилапате в стране Иудониом.
л. 78 об. Мес. октября в 26, мученика Христова Дмитрея житье и мучение. Нач. Максимьян царь Еркулии примучь Го(т)фы и Самавраты, от Рима низъшед в селуньский град.
л. 83 об. Чюдо св. Димитрея о дву девицю, ихже принесе от Срацин в Селунь град в церковь. Нач. Попущающю Богу на крестьяны за грехи наша, ово поганыя наводя, ово пожаром, ово гладом страша нас, отлуцитися веля от грех.
л. 85. Мес. ноября в 6 день, житье и мучение св. Павла исповедника, патр. Коньстяньтинаграда. Нач. Иже бо кого хотяще в нынешнем житьи хвалити и чюдитися, абие вначатци подвизаются явити им добраго роду.
л. 93. Мес. ноября в 25 день, св. мученика Климента, епископа римьскаго ученика бывшаго ап. Павла, чюдо о отрочате. Нач. Св. Клименту от Рима озъствовану (оземъствовану) в Херсонь Траияном царем веры ради еже в Христа Бога нашего.
л. 100 об. Мес. марта в 9 день, память св. мученик 40. Нач. В дни Ликиния царя бе гонение велие на хрестьяны.
л. 110 об. Мес. октовриа 22, св. седми отрок иже в Ефесе, и августа 4 чтется. Нач. Когда въцарися Декий царь и прииде в Ефес от Карфагеньска града.
л. 128 об. Слово от Патерика. Нач. Прочее же к сему слыши. Некый от св. старець велик и прозорлив превъшед бесовскаа искушениа, к тому ни во чтоже коварьство их вменяаше.
л. 133. Житие и жизнь препод. Онуфреа пустыньника, написано от Пафнотиа мниха. См. № 37 л. 162.
л. 158. Житие препод. отца нашего Ивана Кущника. См. № 34 л. 145.
л. 175. Без надписи. Нач. В страных, глаголемых Калавриа, есть в пустыни лавра, в нейже живяху мниси благоговейни, добродетельнии. Из Патерика скитскаго. л. 177. Тоже. Нач. Брат некый въпроси старца, глаголя: имя ли есть спасаа или дело? Оттуда же.
л. 178 об. Тоже. Нач. Поведаеть отець Силуан, глаголя, яко в едином, рече, в палестиньском монастыре бысть, рече, некый мних, именем Павел. Оттуда же.
л. 180 об. О скомрасе. Нач. Скомрах бяше в граде Тарсе кылийстем, именем Вавила, тъй имяше две жене.
л. 181 об. Мес. иуля в 20, похвала предивнаго жития св. пророка Илии. Нач. Ныне светозарьное солнце небеснаго круга вшествием огняных конь светлостию просвещается.
л. 187 об. Успение препод. отца нашего Феодосиа, игумена печерьскаго манастыря. Нач. Во святых отець нашь Феодосий бе от града Васильева.
л. 190. Чюдо св. Георгиа о иконе, в нюже устрели сорочинин и уязвися, и пакы покаявся, спасен бысть. Нач. в граде Римьли сорочиньсьтем есть церкы св. Георгиа и служащю иерею, вниде в ню боярин сорочиньскый.
л. 191 об. Слово о послушании. Нач. Рече старець, яко седя в послушании отца духовнаго болшу мьзду имать паче седящаго в пустыни.
л. 192 об. Слово о обетех и о жрътвах и о милостыне. Нач. Аще что обещаеши Богови, принеси скоро, неумедли. На конце изречение Тимона, к слову не относится.
л. 193. Без надписи. Нач. Ангели слышав глас и свет видев, падше поклонишася, той нас сътвори. Из Палеи о миротворении.
л. 195 об. Стихи избраныя от книги глаголемыя Палея. Нач. Глаголють бо писмена, колма болие есть солнечный круг луннаго круга, толми болие есть земный круг луннаго круга. Тут же о птицах: алконасте, желъгуле фюниксе, харадре, орле; о рыбах: многоножице, мюроне, фокы, и еще о дузе или радуге.
л. 201. Благословение патриарха Иакова к Иосифу. Нач. По сем же убо призвав възлюбленаго сына Иосифа, егоже роди от Рахили, и любезномь благословениемь благослови его. Из Палеи же.
л. 206. Мес. декеврия в 21 день, мучение св. Иульяны. Нач. Царьству Максимьяну и кумиром бес(овс)тво дерьжащим.
л. 214 об. Анастасиа мниха, отца горы Синайскыя, (Слово) о шестом псалме, имы поучение св. поста. См. № 12 л. 195. л. 227. Слово св. Отець о посте великом. Препод. Феодосия киево-печерскаго, см. № 11 л. 43. л. 229. Без надписи. Нач. Братие, не весте ли, яко пьянство Богу ненавидимо есть. Слово о пьянстве, русское. л. 232 об. Слово св. отца Кирила, архиеп. кипринскаго, о злых дусех. Нач. Мнози погании еллини, Манехеи в бесы вероют, диаволом прелщены, а мы суще, рекше, истинные христиане в тыяже бесы веруем. Русское, издано в Москвитянине 1844 г. № 1, стр. 241–245. л. 236 об. Слово о злых женах, непокоривых, злоумных, беседа на послушание. Нач. Ни который же убо зверь точен зле жене язычне. Что бо есть лва лютее в четвероногых? Тоже русское. л. 239. Послание Василиа, архиеп. (новгородскаго), священному епископу Феодору тверскому о земном рае, в 1347 году. Напечатано в Степ. кн. ч. 1. стр. 480 и Соф. Врем. ч. 1. стр. 330.