Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №38. Палея

  • Рубрика: Рукописи пергаменные. История Церкви и Жития святых
  • Дата: 1406 г.
  • Кол-во листов: 208 л.
  • Примечания: Палея (от греч. palaiós – ветхий), устав в два столбца, в лист. Срав. Оп. рукоп. Рум. Муз. № ССССLIII л. 1–319.
    Содержит в сокращенном виде Священную Историю от книги Бытия до половины 3 книги Царств и пророчества Давида и Соломона о Новом Завете. К библейским сказаниям приложены богословския толкования, направленныя преимущественно против Жидов и отчасти против Магометан, выписки из книг апокрифических и других.
    Для заглавия оставлен пробел. В Опис. рукоп. Рум. Муз. № СССLХІ Палея сия приписана Иоанну Дамаскину, а в Опис. рукоп. гр. Толст. отд. 1, 78 и V, 50 – Иоанну Златоустому. Вероятно, которая нибудь из сих надписей была в подлиннике, с котораго писана наша рукопись, но писец усомнился приписать тому или другому, потому что оба упоминаются (л. 16 об. и 192) в третьем лице.
    л. 1. Начинается: Мес. мая в 9 на 10 день, на память св. мученика Патрекея. – Бог преже всех век ни начала име, ни конца, яко Бог силен. Первое створи ангелы своя, духы и слуги своя огнь пламян. При описании 4-го дня творения (л. 8–18) включено разсуждение о знамениях небесных с таблицами луннаго круга. После изчисления земель и островов, доставшихся в наследие сыновьям Ноевым, приложено (л. 61) изчисление 20 северных народов от Иафета в тех же словах, какия приведены в Оп. Рум. Муз. под № СССLХІ л. 95. Статьи апокрифическия, вошедшия в Палею, разнаго объема: – меньшаго объема (л. 48–48 об.) о смерти и погребении Авеля, – большаго (л. 99 об.–119) завещания 12 Патриархов. Последния изданы в Пам. отреч. лит. т. I, стр. 92–236.
    л. 162 об. Си кни(гы) Исуса сына Навгина. Нач. И бысть по скончании Моисееве раба Господня рече Господь к Исусу сыну Навгину. До сей книги заглавий или разделений статей на главы не показано.
    л. 170 об. Си книги Судии Израилевы. Нач. И бысть по скончании Исусове въпрошаху сынове Израилеви Господа. В повествовании о судии Иеффае помещено (л. 177) в подобьство чудо великомуч. Георгия о избавлении девицы от змия. Нач. Бысть град велик зело в стране палестиньске, нарицаемый Нападавай. Оканч. (л. 180) словами: мучение же самаго Георгия чюдно и преславно, колико много пострада за веру крестьянску от безаконьнаго царя Дадьяна.
    л. 184. Си убо книгы вписаны въкратце книгы девятыя (или 1-я кн. Царств) о Самоиле пророце и о Сауле царе и о инех царь иже и прочих, начало сице имуть: Человек бе екс Арьмафема сифьскаго от горы Ефремля, имя ему Илкана. В непосредственной связи после сказания о поражении Давидом Голиафа приложено о мучен. Несторе: Сице же убо брань бе некогда в вере крестьяньстей при Максимьяне царе, иже имеяшеть борца некоего.
    л. 190. Се есть Царство третиее книгы десятыя. Нач. Яко слыша Давид о смерти Саули и повеле убити вестоносящаго. На поле против заглавия мельчайшею современною скорописью: несть царство третье книг. Здесь выписки из 2-й книги Царств, прерыв. помазанием Соломона на царство из 1-й гл. 3 книги.
    л. 199. Собрание разных пророчеств Давида, разделенных на 25 слов. После сего следует, без надписи, по Оп. Рум. Муз. л. 308, 313, о храбрых Давидовых и завет Давидов к Соломону, а затем уже:
    л. 204. Царство 3 Соломоне. Нач. Соломон же седе на престоле Давидове отца своего, иже бе от двоюнадесять сынов и дасть Господь смысл Соломону и мудрость многу зело и широту в сердци. В заключение разныя пророчества Соломона.
    л. 208. Послесловие, – в конце перваго столбца киноварью: Господи помози рабу своему Кузме, написавшему книги сия рукою грешною, аминь; – в начале втораго столбца чернилами: В лето 69сотное 14 (1406), индикта 13, мес. мая в 7(?15) на память св. отца Пахомья, в богохранимемь граде Коломне, при благовернемь Князи Великом Васильи сыне Дмитрееве, внуце Иванове Даниловичи, окончаны быша книгы сия мес. ноября, на память св. безмездьник Кузмы и Дамьяна. Господи спаси и помилуй раба своего Варсонофья, создавшаго книгы сия, молитвами св. Богородица и всех Святых