Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №334. Псалтирь с возследованием

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XVI и XVII вв.
  • Кол-во листов: 684 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть.
    л. 1. Оглавление, начальный лист коего утрачен, а книги Псалмов приписан в исх. ХVII века.
    л. 1 об. Чин, егда кто хощет пети Псалтырь, ныне употребляемый.
    После каждой кафизмы приложены тропари и молитвы, обращенныя большею частию к пресв. Богородице. Многия молитвы с надписями, именно: 4-я творение инока Марка мниха (siс); 5-я творение Филохия мниха синайскаго; 6-я Марка мниха; 8-я творение господина Кирила философа (в печат. приписывается Петру иноку студийскому);9-я творение инока мниха (siс). После 10-й кафизмы, тропарей и молитвы к пресв. Богородице, положен канон Иисусу сладчайшему с молитвою св. Антиоха (что в вечерних 2-я), под особенным здесь заглавием: молитва, творение св. Георгия Хозовита. Молитва 11-я господина Кирила (первая из утренних к пресв. Троице, только с дополнением
    : Ты бо еси, Владыко, совокупил ны в место се, и аще годе есть нам жити в нем, буди ми Господи помощъникь и податель благам. Се (во) имя пресв. Девы Мария возгражен бысть дом сей, мы же събрахомся во имя Твое в онь. Тоя молитвами Боже соблюди нас, и проч. Из жития препод. Феодосия киево-печерскаго, см. Чт. Общества истории 1858 г. кн. 3 л. 23. стр. 20–25); Молитва 13-я кир Иоана; 14-я св. Георгия митулинскаго; 16-я св. священномученика Анфиногена; 17-я творение господина препод. Арсения великого (в печат. Псалтири 1602 и 1637 гг. это вторая молитва без надписи); 18-я Георгия митулинскаго; 19-я Творение инока Марка; 20-я творение Кирилава. После 151 псалма следует: По мал бех братии моей – молитва по скончании Псалмов Евагриева. По сем (т. е. после молитвы) начинаем молебен к пресв. Богородици (Одигитрии), который тут и приложен.
    л. 221. Песни библейския, в заключение коих молитва о покаянии, и о исходе души, и о втором пришествии Господни, и за вся крестьяня и за вся усопшая, и проч., сочинения русскаго (см. № 739 на конце), а затем уже последование по свръшении псалмов с молитвою, что под № 47.
    В числе разных канонов помещены:
    л. 640. Канун препод. Сергию чюдотворцу.
    л. 646 об. Канун молебен Леонтию чудотворцу ростовскому, творение Иоанна епископа. Ркп. прерывается лунником.
    На порожнем листе, между 361 и 362, небрежною скорописью:
    Сия книга Псалтырь Марка Матвеева сына Копытова. Владелец книги, бежеченин, принят в служки монастырские в 1627 году. Вкладная книга, отд. Слуги Т. С. монастыря