Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №321. Псалтирь с возследованием

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: ХVІ в.
  • Кол-во листов: 1314 л.
  • Примечания: Полуустав, в большую четверть.
    Изображение прор. Давида (л. 57 об.) с красками и золотом, при закладке в рамке, искусно, заставки с красками фигурныя. Рукопись, как видно по счету листов, самая огромная, но изчислять подробно все статьи было бы трудно и безполезно, покажем только особенныя:
    л. 470. Служба повседневная с каноном, что под № 299 л. 38.
    л. 526 об., 533. Два канона, дек. 21, святителю Петру московскому.
    л. 538. Два канона принесению честных мощей иже в святых отца нашего чюдотворца Петра митрополита всея Руси.
    л. 547 об. Канон св. отца нашего господина Христофора и патрикиа и стихиры по вся дни общии всем Святым (и русским).
    л. 583. Канон св. Сергию (радонежскому).
    л. 589. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому.
    л. 615. Служба, июн. 1, препод. Дионисию глущицкому.
    л. 636 об. Молитва на учение грамоте.
    л. 652. Устав церковней службе иже в Иерусалиме св. лавры препод. и богон. отца нашего Савы; сие возследование бывает и во прочих иерусалимских обителех. Глав 65, впереди оглавление.
    л. 734 об. Указ главам чрез всю годину от мес. септевриа до мес. августа.
    л. 834 об. Последование св. великыя Четыредесятниця и Пятидесятницы Из Устава же, а другое из след. Псалтири начинается с л. 904.
    л. 992. Последование церковнаго пениа и собраниа вселетнаго, и проч. В месяцеслове сем, который также из Устава или с уставом, между прочим записаны: Сент. 5, убиение князя Глеба брата Борисова. Сент. 16, преставление иже в святых отца нашего Киприяна митрополита всея Руси. Окт. 20, св. великомученика Артемиа, иже благодать имать от Отца целити болезни грызящия. Окт. 28, св. мученици Проклы, супружницы Пилатовы, мечем скончася за Христа. Марта 31, преставление иже в святых отца нашего Ионы митрополита святейшиа митрополия рускыа. Апр. 11, св. священномуч. Антипы епископа Пергаму асийскому, иже благодать от Бога имать целите болезнь зубную. Маия 7, препод. отца нашего великаго Антониа печерьскаго иже в Киеве, также и июля 10, преставление препод. отца нашего Антониа великаго. Июня 1, препод. отець наших Дионисиа и Амфилохиа и Макариа новых чюдотворець глушицьскых. Июня 23, прииде чюдотворная икона преч. Богоматерь из Володимеря в град Москву 6988 (1480). Тогоже лета приходил безбожный Ахмат с детми на р. на Угру, в осень, на Покров св. Богородица; оттоле уставиша сий праздник празновати. Июля 9 (siс), препод. отца нашего Прокопиа чюдотворца, иже Христа ради уродиваго устюжьскаго. В тойже день В. Князя воеводы в лето 6995 (1487) были в Казани и град взяли, и царя с царицею поймали, и уставиша праздник празновати. Июля 12, память св. мученици Верникии кровоточивыя, исцелившей прикосновением ризы Господа нашего Ис. Христа. Июла 14, побиша В. Князя воеводы Новогородцев на р. на Шелони, в лето 7979 (вм. 6979 т. е. 1471), и оттоле уставиша праздник празновати. В тойже день в лето 7009-е (1501) ходили воеводы В. Князя к Дорогобужю и побили Литву и князя острожскаго и люта вора поймали и на Москву привели. Июля 28, сретение пресв. Богородици Смоленьскыя.
    л. 1235 об. В непосредственной связи за месяцесловом следует весьма любопытная статья, без надписи: В первый день луны Адам сътворен бысть. В той день на все строен: купити и продати, и по воде плавати, и проч. (В) вторый день луны от вечера Евга сотворена бысть от ребра Адамова. В той день все строити добро: брак – свадбы творити, вино и мед переливати, с властели болшими беседовати, и т. д. (л. 1241). В 14 день луны Исаак родился, тот день добр на все: молитвы к Богу приносити, к владыкам приходити, к царю молитися, и проч. (л. 1243). В 24 день луны Фараон родися. В той день добро в великый сан влести, и проч. В перечне апокрифических статей, по ркп. Солов. библ. № 913, упоминается: О днех лунных, что в первый день луны небеснаго месяца Адам создан бысть, еретики написано. Издано г. Тихонравовым в Пам. отр. лит., т. II, 388–395.
    л. 1306. Пасхалия, начин. в лето 7036 (1528).
    Внизу первых листов скорописью: Псалтырь Симанова Шубина, дати ее манастырю, и как Бог по душу пошлет, и игумен бы государь пожаловал в книгу и в татрадь; а хто по ней учнет пети, и как ся преставлю, и ему помянути мою грешную душу, а из монастыря сее книги пожаловати государю игумену выдавати не велети никуды. Симон Шубин в 1534–1541 был казначеем, в 1542–1547 келарем, а в 1548–1551 гг. (соборным) старцем; об нем с отличной стороны упоминает Царь Иоанн Васильевич (см. № 809). Судя по записи Святых в месяцеслове и опущению некоторых (напр. Никона радонежскаго), ркп. сия написана в пределах вологодских