Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №316. Псалтирь с восследованием

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: 1543 г.
  • Кол-во листов: 512 л.
  • Примечания: Полуустав четкий, в четверть.
    Заглавная заставка писана красками и золотом, заглавие Псалтири золотом, впереди закладка в бумажной рамке.
    л. 1. Чин егда кто хощет пети Псалтырь, (л. 140 об.) И по съвръшении всего Псалтыря и песней тот же, какой под № 50.
    л. 143. Часословець, имеяй нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме св. лавры препод. и богон. отца нашего Савы.
    л. 205. Последование церковнаго пениа и събрания вселетнаго от мес. септевриа до мес. августа, преимеюще тропаря же и кондакы Господьскым праздником и нарочитымь Святымь. Из русских Святых упоминаются многие, в том числе из Святых, которым уставлено праздновать на Соборе 1547 года: Июня 1, память препод. отца нашего Дионисиа глушицскаго чюдотворца (см. № 263 на конце); ноября 17, преставление препод. отца нашего игумена Никона чюдотворца; генв. 10, память препод. отца нашего Павла обнорскаго. Впрочем последние два приписаны под строками рукою инока Исаии каргопольца (см. № 133), а тропари и кондаки им на последнем 512 листе. Память препод. отца нашего Антониа печерскаго иже в Киеве показана 7 маия.
    л. 291 об. Въследование св. великыа Четыредесятница и Пятидесятницы.
    л. 309 об. Тропари въскресны, и богородични, и ипакои 8 гласовом, и проч. См. пред. № 315 л. 191.
    л. 318. Служба пред Господемь нашим Ис. Христомь, творение Феоктиста инока обители студийскиа.
    л. 325 об. Служба к пресв. Богородици акафисто, сиречь неседающе.
    л. 340. Служба Благовещению пресв. Богородицы.
    л. 349. Канон молебен пресв. Богородице, творение священноинока Игнатиа.
    л. 355. Служба воскресна гл. 6.
    л. 376. Канон св. ангелу хранителю своему.
    л. 381. Канон о плачи пресв. Богородици гл. 6, пети в всякую пятницу на нощь.
    л. 384. Правило певаемо на боготелесное погребение Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа и на плачь св Богородици, творение Симеона Логофета.
    (Лист 390 из месяцеслова д. б. после 213).
    л. 393. Последование к божественному причящению св. и преч. таин Господа и Спаса нашего Ис. Христа, без канона (см. ниже л. 464). Затем другое о причящении св. воды великаго освящениа на св. Богоявление.
    л. 424. Чин бываемый на разлучение души от тела.
    л. 436. Покаяние скитское душеполезно. Списание молитве, яже счинена с покаанием и съединена с исповеданием, и како бы человеку съкрушити свое сердце, и смирити свою душу, и себе самому виновата сътворити, и проч.
    л. 443. Любомудрейшаго Калиста Ксанфопула, бывшаго патриарха Константинаграда, исповедание к Творцу и Съдетелю нашему Богу, в немже въспоминает вся страсти человечьскиа.
    л. 455. Молитва к пресв. Богородици, творение св. Филофиа, патр. Костантинаграда.
    л. 459. Кирила архиеп. туровьскаго молитва всем Святым. Нач. Владыко многомилостиве Господи Исусе Христе Боже нашь, Сыне единородный невидимаго Бога Отца сый. Как по составу, так и изчислению Святых греч. и росс. Церкви мало имеет сходства с напеч. в Правосл. Собесед. 1857 г. кн. 2 стр. 338. Из первых напр. здесь помещены:Афонасие афоньскый, И. Дамаскин, И. Лествичник, Павел аморейскый, Симеон Н. Богослов, Варлаам и Асафь и др.; из последних позднейшие: св. трие новии мученици литовские Антоние, Иоанн и Евстафие; новыа чудотворци рускыа Петр и Алексие и др., преподобнии Сергие и Никоне и др., св. уродивии иже Христа ради Максим русскый, Исидор ростовский и Феодор новоградскый. Молитва эта и некоторыя из конечных статей писаны иноком Исаиею.
    л. 464. Канон к св. причящению. См. № 267.
    л. 469 об. Канон св. Сергию чюдотворцу.
    л. 475. Канон св. Кирилу, новому чюдотворцу.
    л. 481. Канон св. Ануфрию.
    л. 486 об. Канон св. мученице Екатерине, творение Феофана.
    л. 494 об. Пасхалия и Лунник, в средине таблица о вселенских Соборах. Сверху одной таблицы пасхальной сказано: Пасхалиа лета 7034 (1526) писана.
    л. 508. Св. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим иноком, и проч.
    На первых листах внизу: Псалтырь с следованием в полдесть Ионы диакона Зуя, а по моем животе в дом Живоначалней Троицы чюдотворца Сергиа.
    На 391 листе: В лето 7051 (1543) мес. апреля в 22 начал Игнатий Курачев писати Псалтирь с следованием. Ниже: Лета 7067 (1559) мес. февраля в 7 день на паметь препод. отца нашего Парфениа епископа лампсакийскаго на сий день старец Иона Зуй положил на собя великий образ