Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
Дата: XVI в.
Кол-во листов: 517 л.
Примечания: Полуустав, в четверть. Изображение пр. Давида и заглавная заставка с красками и золотом, между тем и другой закладка в раме. л. 1. Стиси покаанны между кафизем с 20 молитвами, какия под № 49. л. 20. Мес. марта в 10, Слово Иоана Златоустаго о чести священник. Нач. Богоносный Игнатие повелевает глаголя епископам: внимайте, да и Бог ваша душа приим, спасет.
л. 21 об. Ирмосы Сергиева канона гл. 8.
л. 22 об. В книзе сей настоящиа главы, числом 17.
л. 23–43. От различных св. Отец и Учитель събранна. Разныя мелкия статьи: От свящ. митр. ираклийскаго о составлении Псалтири. Сказание Иоанна мниха о Псалтыри, заколико поклон Псалтырь поется. Устав св. Отець, Богом предан всем хотящим дръжати Псалтырь, и проч. См. № 50 л. 7. Последование в начале Псалмов с молитвою, какая под № 61 л. 27. Устав о келейном правиле неумеющим книжнаго писаниа, и проч. Феодорита о сложении перстов для крестаго знамения и Слово о крестящихся. См. № 704 л. 245. Выписка из предания ученику своему патр. константинопольскаго Филофея. См. № 189 л. 242. Исповедание повседневное. Последование о избавлении блуда, и о угашении плоти, и о съхранении зрака блуднаго и от помышлений сложных, и проч., не дописано. См. № 262 л. 273. Подобает ведати, како начяти правило в келии, затем: Зачало умныа молитвы и вниманию. Како подобаеть пети 12 Псалмов особь. Уставь о съборном съгласии. См. № 263 л. 135. Молитва иже есть в образе исповедающихся.
л. 43. Заглавие Псалтири золотыми буквами: Давида пророка и царе песнь, кафисма 1, и проч. На полях Псалмов написаны другим почерком заметки или поправки некоторых слов и выражений. Напр. 36, 24: Егда ся падет, не смутится, на поле: не порутится. (Под № 49 в тексте: Егда ся падет, не порютится, на поле: не разбиется, а под след. № 316 и мн. другими слово: не разбиется, читается в самом тексте); 79, 14: Озоба их вепрь от луга, и инокь дивий поял и есть, на поле: из дебри вм. от луга, вепр вм. инокь. (У Максима грека № 62 стих этот переведен так: Озобала его свиния от дубравы, и вепрь дивий поял есть его): 105, 38: И убиена бысть земля их кровьми, на поле: и исплънися земля их кровей и убийства, как и в переводе препод. Максима грека.Подобныя замечания встречаются и далее в других статьях. Напр. в Часослове, в 8 члене символа веры, вм. истиннаго на поле: Господа; в 6-м кондаке акафиста пресв. Богородице последнее из слов: Ирода яко лжива, на поле заменено тем же, какое печатается в нынешних изданиях.
л. 175. Песни библейския.
л. 188. По съвършении Псалмов,что под № 59. Потом опять: По съвершении неколикых кафизм или всего Псалтыря и Песней, что под № 47. Наконец Правило и молитва Давидовых псалмов, иже благопотребне зде предъуставишася.
л. 191. Тропари въскресныя и ипакои, далее тропари и кондаки дневныя. Богородичны поемыя на слава и ныне по тропарех Святым противу гласа тропарь, такожде и крестобогородичны. Степенна на 8 гласов.
л. 202. Канон Святей и Живоначалней Троици поется в всякую неделю пред утренею вместо полунощница.
л. 209. Стихы по непорочнах в всякую неделю.
л. 212. Служба воскресна гл. 6.
л. 223. Часословець, имеай службу нощную и дневную, по уставу иже в Иерусалиме лавры св. и богон. отца нашего Савы.
л. 275. Служба Господу нашему Ис. Христу.
л. 281. Служба Благовещению пресв. Богородицы.
л. 289. Чин, како подобает пети параклис пресв. Богородицы (Одигитрии).
л. 295. Неседальное пение, по оглавлению: Стихиры и канон акафистов.
л. 309 об. Канон молебен св. Богородици гл. 6.
л. 313. Канон Господу нашему Ис. Христу гл. 6.
л. 317. Служба, дек. 6, святителю Николаю.
л. 324. Служба, сент. 25, препод. Сергию радонежскому.
л. 341 об. Канон Кресту честному гл. 4.
л. 345. Канон Архангелу, и Предтечи, и Николе, и св. Богородици певается по вся дни, гл. 6.
л. 348 об. Служба, апр. 26, св. Стефану епископу пермскому, с прологом по 6 песни.
л. 360. Канон св. Кирилу, новому чюдотворцу. В конце мелкие отрывки. л. 367. Последование церковнаго пениа и собраниа вселетнаго от мес. септевриа да мес. августа. Русские Святые упоминаются древнейшие. л. 425. Последование тропарем и кондаком от мытаря и фарисея до всех Святых. В конце мелкие отрывки, частию из Устава. л. 444. Служба, генв. 10, препод. Павлу комельскому. Почерк другой руки.
л. 453. Блажена гл. 4 по вся въскресениа; по вся дни и по вся суботы.
л. 458. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому.
л. 465. Канон страстотерпцу Христову Георгию, творение Феофана.
л. 472. Последование о причащении св. воды, иже великаго освящениа на Богоявление. За тем последование ко св. причащению. См. № 267 л. 255. л. 494 об. Устав всякому, внегда в сне случится искуситися кому. На конце отрывки духовнаго содержания. л. 500. Канон на плачь св. Богородици гл. 6.
л. 503. Песнь полунощнаа к Господу нашему Ис. Христу по буквамь, рекше по стихом. Тут же другая песнь полунощнаа к пресв. Богородици по стихом же. См. № 268 л. 188, 190. л. 506–512. Таблицы пасхальныя, между коими помещена особенная о вселенских Соборах. л. 513. Обиход године, настатие часом.
л. 514. Како подобает погребати братию, потом скимника, епископа и других.
л. 516. Поучение ленивым, не хотящим делати и похвала св. Василиа. Нач. И не хотевшу ми, братие, о сих вам глаголати, но боюся рекшаго: възбужайте спящая. На обор. л. 188 подстрочная припись, кажется, на польском языке, не разобрана.
На конце л. 230 другою современною рукою приписано: В лето 7016 (1507) преставися раб Божий, бывший епископ Филофей пермски и вологотскы мес. октября 1, нощи часа 3, противу 2 числа. На обор. конечнаго белаго листа киноварью: Троецкаа Сергиева монастыря