Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №314. Псалтирь с возследованием

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XV в.
  • Кол-во листов: 637 л.
  • Примечания: Полуустав четкий, в большую четверть.
    Изображение пр. Давида (л. 32 об.) с красками и золотом при закладке, заложенной в бумажную раму, заставки киноварныя фигурныя.
    л. 1. Изображение шестиконечнаго креста с киноварными вокруг его словами: Царь славы, Ис. Хс. Ника. Внизу креста
    : Началствует Царь, възшед Христос, възнесеся на месте насажденне, и проч. По полям или сторонам креста разныя буквы: д, д, д, д, в, в, в, в, н, н, н, н, и проч. Смысл их показан на обороте: На правой стране: Древо дарует древнее достоание, всем верным възращение в рай, и т. д. На левой стране: Древо добро досада диаволу, велие веселие верующим в тя, и т. д.
    л. 2. Поучение некоего христолюбца. Нач. Иже кто умеет вас грамоте, да правит себе заутреню, и часы, вечерню, нефимон на ввек день.
    л. 3. Сказание главизнам настоящая сея десятострунныя Псалтиря. Глав 58.
    л. 6. Сказание о Давиде цари предисловие в начяло псаломскаго съставлениа, еже како и когда и колицеми съставлена бысть Псалтир.
    л. 7. Евсевиа, архиеп. памфилийскаго, сказание о съставлении Псалтирь. Егда киот от пленения възращень и принесень из дому Авенидорова в Иерусалим в град Давидов, иже преже рожества Христова за 1400 лет, тогда и сиа книга псаломскаа съставлена бысть богоотцемь и царемь пророкомь Давидомь.
    л. 11 об. Собрание тлъкованиемь от различьных св. Отец и Учителей в книгу Псалмомь, събранна от святейшаго митр. ираклийскаго кир Никиты, иже сирскы сказание в 150 Псалмом.
    л. 21 об. Евсевиа, архиеп. памфилийскаго, сказание о Псалмох.
    л. 22. Иже в святых отца нашего Василиа В. предисловие в начяло Псалмом. См. № 51 л. 1.
    л. 26. Сказание препод. и богон. отца нашего Савы о Псалтири, како длъжно есть пети по силе дръжати правило свое келейное. Там же л. 7.
    л. 28 об. Тлък о неразумных словесех. Начнется. Псалтирь красен с гусльми. Псалтир есть ум, гусли суть мысли, струны – пръсти, арган – дума добраа, и т. д.
    л. 29. Сказание Иоанна мниха о Псалтири, заколико поклонов есть.
    л. 30. Правило и молитва Давидовых Псалмов, иже благопотребне зде предъуставишася.
    л. 30 об. Беседа о пръвем Псалме.
    л. 31. Чинь, аще кто хощеть пети Псалтирь, какой печатается ныне.
    Статьи, начиная с л. 6 (в оглавлении не означены), встречаются и в других следов. Псалтирях, иногда с опущениями, иногда с прибавлениями, показанными под № 50 л. 4 и 4 об., и другими, как напр. № 321: Лествице толкование. Указ числа доколика чтутся, а под № 327: Санове церковник великия церкве.
    л. 33. Начало Псалтири: Давида пророка и царе песнь, кафисма 1, псаломь Давидовь, не надписан от Еврей.
    л. 168. Песни библейския, в заключение коих приписка из Диоптры, часто встречающаяся в рукописях. См. № 46 л. 26.
    л. 180 об. И по свръшении же неколикых кафисм или всего Псалтыря и Песней. Чин особенный. См. № 47.
    л. 181. Како глаголется Псалтирь в церкви весь год.
    л. 183. Многомилостивое певаемо в праздникы Господскыа и в дни нарочитых Святых. См. № 47 л. 211.
    л. 206. Три молитвы из полунощниц, какия печатаются и ныне. На конце два тропаря, на слава и ныне, под заглавием: Выные посты глаголем сии тропаре на заутрени после единаго тропаря: Скоро предвари. Вторый тропарь на и ныне читается так: Господи, и мы есмы людие твои и овца пажити твоеа заблуждьшая, яко пастырь обрати ны, и разшедшаяся истлением събери ны, и помилуй стадо свое человеколюбче и умилосердися молитвами Богородица, едине Многомилостиве. Не Илариона ли митр. киевскаго? Срав. № 254 л. 53.
    л. 208. Устав о съборном съгласии, (в оглавлении прибав: еже что ради уставися пети утрьня, и часовы, и вечерня, и паве(че)рня и полунощница).
    л. 209. Часословець, имеай нощную и дневную службу, по уставу иже в Иерусалиме лавры препод. и богон. отца нашего Савы. В конце: правило келейное.
    л. 313. Последование церковнаго пениа и всълетнаго събраниа, наченшю от мес. септевьриа до мес. августа, преимеа тропаре же и кондакы праздником и нарочитымь Святымь. Из славянскых и русских Святых между прочим упоминаются: февр. 14. Св. Кирила философа учителя словеньска; апр. 14. Св. новоявленных мученикь Антониа, Иоанна и Евстафия, при Олге(рде) нечестивемь пострадавших; маия 23. Обретение честнаго телеси иже в святых отца нашего Леонтиа архиеп. ростовьскаго и препод. отца нашего Никиты переславьскаго. Память последняго Церковь совершает 24 маия. Июля 2. Св. мученика Иоанна новаго иже в Белеграде мучившагося. Память сего Святаго, пострадавшаго 1492 г., Церковь совершает 2-го июня, а не июля. Память препод. отца нашего Антониа печерьскаго иже на Киеве записана под 7 маия, а препод. отца нашего Феодосиа печерьскаго дважды, 11 генв. и 3 маия, но в первом случае очевидно ошибка. Кроме сего августа 16: В тойже день (№ 328 успение) препод. отца нашего Иоакима сарандапорскаго, иногда сарандапольскаго.
    л. 386. Въследование св. великыа Четыредесятници в оглавл: и Пятидесятницы).
    л. 402. Канон о плачи пресв. Богородица гл. 6, с молитвою на конце.
    л. 407. Полунощница по вся въскресениа.
    л. 413. Служба в св. неделю Пасхи.
    л. 429. Последованио св. Купины иже во св. горе Синайстей. Под сим заглавием написаны в связи служба воскресна гл. 1, одинадцать евангелий воскресных, и проч.
    л. 473. Служба повседневная.
    л. 483. Правило молебно к святому в пророцех и Крестителю Иоанну, емуже краестиховна начаткы гл. 2 с катавасиями. См. № 256 л. 89. В этом каноне, часто встречающемся в ркп. следов. Псалтирях, иногда с именем автора, (напр. № 325 л. 366 прибавл. Филофиа святейшаго патриарха Константинограда-Новаго Рима) тропари начинаются тем же словом, каким ирмос, как в печат. канонах великомуч. Варваре, препод. Авраамию ростовскому, или (12 февр.) святителю Алексию московскому.
    л. 491. Канон Покрову св. Богородица гл. 4.
    л. 497. Служба Господу нашему Ис. Христу, творение Феоктиста инока обители студийскиа.
    л. 502. Неседальное пение.
    л. 514. Служба Благовещению пресв. Богородицы.
    л. 520. Канон радостен пресв. Богородици, творение Игнатиа ермонаха, в коемждо тропари Одигитрие.
    л. 525. Канон молебень пресв. Богородици, певаем в нахождение бед и скорбий гл. 8. См. № 284 л. 189.
    л. 528 об. Канон всем Святым, емуже краегранесие: всех въспеваю ликы св. патриарх. Филофей лежить же патриархь в первых песнех, Филофей же в последних Богородичнох. На конце: Молитва всем Святым, начин. Владыко многомилостиве, Господи Ис. Христе Боже нашь. Кирилла туровскаго. См. № 316 л. 459, но Святых здесь внесено меньше, чем там.
    л. 5З9. Канон молебен ангелу хранителю.
    л. 556. Последование иже к божественному причащению. Впереди предисловие о причащении. Канон тот же, какой под № 267.
    л. 586 об. Последование о причащении св. воды, иже великаго освящениа на Богоявление.
    л. 588. Устав всякому, внегда во сне случится искуситися кому. Затем другой о искушении скитскых инок.
    л. 593. Св. Максима исповедника сказание известно к любящиим Бога всемь сердцемь и многоболезнующимь инокомь, и проч.
    л. 595. Круги лунные, числом 19.
    л. 601. Изложение Паскалиа седмыа тысуща последняго 100 конечнии лета, начин. В лето 6993 (1485), оканч. 7000 (1492).
    л. 603. Иже в святых отца нашего Анастасиа горы Синайскыа о неизглаголанных помыслох хулных въпрос (с ответом). Нач. Откуду душа человечя многажды глаголеть некыа вьнутрь помыслы и словеса сквръна и нечиста и смрадна неволно?
    л. 607 об. Слово полезно о иноческом житии. Нач. Услышите братиа моа възлюбленьнаа, колико почтен бысть иночьскый чин. См. № 169 л. 1. На конце повесть из Патерика, без надписи, что под № 142 л. 286.
    л. 613. Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше скутьскаго жития правило о келейном трезвении и катадневном пребывании, иже мы прияхом от отець наших. В заключение выписки из творений св. Отцев. Внизу перваго листа: Псалтырь Троецкаа Сергиева монастыря