Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №308. Псалтирь с восследованием (неполная)

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: 1429 г.
  • Кол-во листов: 284 л.
  • Примечания: В четверть.
    Рукопись весьма замечательная по каллиграфии: изобретательность писца в почерках удивительна, но чаще других встречается греческий; заставки и заглавныя буквы с красками и золотом также разнообразны и изящны. Список вероятно подносный. – Слова, нерозобранныя в приписях, означены точками.
    В начале написаны греч. почерком чтения евангельския:
    л. 1. От Луки зач. 4.
    – об. От Матф. зач. 27.
    – об. От Марк. зач. 51.
    л. 2. От Лук. зач. 37.
    – ,, От Лук. зач. 51.
    л. 3. От Лук. зач. 3.
    л. 5. Отрывки мелкою скорописью также на греч. вид: Григориа Синаита, что есть образ иноческаго житиа и что образование коегождо истина. Никиты Стифаита от глав его деятелных. Под строками синими чернилами: Милосерде помилуй мя падшаго окаяннаго....
    л. 6. Наказание Великаго Василиа о отвержении жития совершеннем и духовнем. См. № 129 л. 176. Заглавие писано вязью, текст красивым полууставом.
    л. 18. Повесть отца Исаия. Из Патерика. См. № 190 л. 340.
    л. 23 об. Полууст. мелким: Поучение препод. отца нашего Макариа. Нач. Аще кто изшед от своих и отрекся мира сего. За тем два отрывка Тогоже и Изосимино. На конце греч. скороп. почерком: Ведомо буди, яко проходяще божествная писания ползу приемлют.
    л. 26. Полууст. переходящий в скоропись: Наказание препод. Лариона к отрекшимся мнихом мира сего. Нач. Вси, иже мира сего отврьгшеися и образ иноческы приемше.
    л. 38. Св. Василиа о постничестве, како подобает украшену быти иноку. См. № 129 л. 175.
    л. 39 об. О различии безмолвиа, проходя среднее в посредних бых. Нач. Покровено сказуеть отець, яже в иступлении виде, на молитве сущу ему.
    С л. 41 начинается Псалтирь: Давида пророка и царе песнивець, поущение на благочестие и на отметание противных. Вместо заглавной буквы текста изображен царь Давид, в заставке над заглавием вероятно Соломон среди цветов, первыя буквы прочих псалмов цветочныя. Самые псалмы писаны разными почерками, особенно любопытны почерки на л. 86, 100 и 128.
    л. 153. Песни библейския.
    л. 163. Канон святителю Николаю, без надписи.
    л. 168. Почасие перваго часа.
    л. 170. Вязаными буквами: Правило молебно пресв. Богородици, канон гл. 2. песнь а, ирмос.
    л. 172. Вязью: Последование святых приобщений преже причащениа страшных и бесмертных Таинь. Одни тропари и молитвы, – последних по слич. с нынешними меньше, – в конце апостол и евангелие. На обор. л. 178 подстрочная припись греч. скорописью... убо всем християном и иноком ты еси Дево препетая, но помози ми Владычице грешному.
    л. 179 об. Блаженна по вся дни, оконч. апостолом и евангелием.
    л. 181. Вязью: Последование тропарей и кондаком от мытаря и фарисея до всех Святых.
    л. 188. Первая строка крупною вязью греч. почерком: В святую великую суботу вечер при часи 10-м клеплет сбравшеся, продолжение, кажется, ниже строк, разобрать не возможно, кроме... последованиа... На конце первая строка длинными тончайшими переплетенными буквами: Начало и поновление Христе Боже наш Ты еси, обнови убо и мене окаяннаго, да возмогу угодная Тебе творити Владыко человеколюбче Господи, понеже убо твой есмь аз, Спасе спаси мя окаяннаго. Вторая строка довольно разборчива мелкою скорописью: Песнь красна Христу Въскресениа его, радости велики исполньшеся въспоим: славно бо прославися. Последняя строка иною скорописью и не так легко можно читать: О Христе мой, дай же ми образ преже конца покаятися к Тебе.
    Ниже отдельно: декабря 26.
    л. 190. Заглавие: Последование в святую седмицу, писано на поле на одной букве – поволожски. На другой букве набранной речи разобрать трудно. Подстрочная припись мелкою греч. скорописью: Слава въскресению Твоему Христе Боже, слава царствию Твоему человеколюбче.
    л. 190 об. Вязью: Канон творение Иоанна Дамаскина, ирмосы по 4, тропари на 12.
    л. 194. Блажены по вся въскресениа. оканч. апостолом и евангелием. Подстрочная припись мелкою греч. скорописью: Смирениа высота, богатьства глубина даров Божиих.
    л. 195 об. В св. великую неделю Пасхы на вечерни.
    л. 196. Канон Святей Троици поеться в неделю вместо полунощницы.
    л. 200. Служба Господу нашему Иисусу Христу. Подстрочная припись мелкою скорописью: Начало о Христе сътворих мес. дек. четвертый (день) Ивана Дамаскина. Внизу:
    л. 202 крупною тончайшею вязью: Книга сиа по дару и по благодати Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа написана в лето Великих Князей Ивана Васильевича и Ивана Ивановича Самодержцев руския земля.... По сей приписи, если только она верно прочтена, ркп. писана не прежде 1462 г. – восшествия на престол Иоанна Васильевича ІІІ-го и не позже 1490 г. – кончины сына его Иоанна Младаго. (Истор. Карамз., т. VІ, прим. 316).
    л. 203. Молитва по каноне Господу нашему Иисусу Христу.... Помянник, в коем между прочим читаем: помяни Господи игумена нашего, имрк, и всих нас худых и недостойных раб Твоих многогрешных в сей обители сущих, нареченных в Твое имя, събранных тобою в твою св. сию ограду в молитву и паству възлюбленнаго Ти ученика иеуагелиста Иоанна Богослова, а в самом конце: молитвами... и св. великаго пастыря отца нашего святителя Богослова Григориа.
    л. 204 об. Крупною вязью: Канун Благовещению пресвятей Владычици Благовещению пресвятей Владычици нашей Богородици и Приснодевици Марии. Заглавие канона вязью отличною от перваго: канон нося краегранесение азбуковицы ф, гл. 4, ирмос: Отверзу уста моя, и проч. Подстрочная припись мелкою греч. скорописью читается, кажется, так: Сиа убо тако събывшуся и тако сим бывающим нашему убо спасениа пришедшу.
    л. 207. Вязью: В пяток пятыя недели поста святыя четыредесятница акафисто служба пресвятей Богородици Приснодевы Марии, вечер поем по обыч. Вместо заглавной буквы прекрасно изображен воин на коне с знаменем в руке.
    л. 209. Вязью: Канун радостен пресвятей Богородици, имеа краегранесие (полууст.) радости приателище тебе подобает радоватися единой. Подстрочная припись крупною тончайшею вязью: Поем тя Пресвятая и славословим рожестьво твое, умилосердися госпоже и удиви милость на убозем и окаянном ф, помощнице миру Девая в женах Владычице помози госпоже моя. Слава на поле на одной букве неразобраны. По 6 песни строка полууст: гластрашнглопари зорохифиваведелятаю, другая крупною вязью: глаголи убо ти кондаки и икоси откровенною главою....
    л. 211. Крупною тончайшею вязью: Кондаки и икосы пресвятей, пречистей, преблагословенней Владычици нашей Богородици Приснодевеи Марии, глаголются откровенною главою чести ради и величества и любве ея к нам. Вместо заглавной буквы икоса Ангел искусно написан на крылатом коне крылатый воин с знаменем.
    л. 218. Канон молебен пресв. Богородици гл. 8. На поле против заставки на одной букве написано: Понедельник. По окончании канона: зихизижизимизилизикизифизинизити, другая строка мелкою греч. скорописью: конца убо достиже канон...
    л. 220. Канон ангелу своему хранителю.
    л. 223. Вязью: Правило молебно ко святей Богородици ф., сице поется: Царю небесный, трисвятое, по Отче нашь Господи помилуй 12, приидите поклонимся. На поле против сего: Вторник. Пред самым каноном другая припись вязью: Канон радостен пресвятей Богородици, творение Игнатия иеромонаха, в коемждо тропари Одигитрие.
    На обор. л. 226-го 4 слова на поле не разобраны.
    л. 227 об. Вязью: Канон Господу нашему Иисусу Христу, певаем от мниха гл. 6. См. № 274 л. 220. После двух молитв три строки приписи; средняя, писан. крупною тончайшею вязью, читается так: Величество Господь свое в плоть оболк, смирения образ нам показуя милосердия ради своего, благоутробием побежаем, человеколюбче слава Тебе Господи. Буквы первой и третьей строки писаны попеременно и составляют след. смысл. Конець убо вторнику и начало среди ф., благому нашему Владыце притецем благодаряще.
    л. 232. Вязью: Канун препод. Антонию (великому, генв. 17). На поле: Среда.
    л. 234 об. Вязью: Канун препод. Варламу (хутынскому, что в печ. служ. Миней 6-го ноября). На конце крупною вязью в одной строке помещен весь стих: Да молчит всяка плоть человеча. Другая строка рядом мелкою греч. скорописью: Конець убо прииде канона преподобных великих Святых.
    л. 238. Вязью: Мес. септевриа (над заставкой: в 26 [число – славянской цифирью]) на преставление Ивана Богослова, на Господи возвах стихиры, гл. 2, и канон. На поле: Четверток. Подстрочная скороп. греч. припись: Да преписав лучши леностию убо преми.
    л. 241. Канун всим Святым гл. 8. По каноне молитва Иоанну Богослову.
    л. 245 об. Стихиры избранныя Святым произволи, под строками крупною вязью: на молитву призывающе.
    л. 247. Мес. септевриа в 14, канон Кресту. На поле: Пяток.
    л. 250. Вязью: Канун апостолу Луке и трем Святителем гл. 8. В конце две молитвы Кресту и ап. Луке.
    л. 253. Канун Отцам препод. гл. 8, под строками: творение Феодора Студита, на поле против заставки вязью: Субота... вся.
    л. 258. Икоси под. акафисту, творение святейшаго патриарха Новаго Рима – Костянтиняграда кир Исидора над заставкой: архангелу Михаилу.
    л. 262. Икоси под. акафисту, Тогоже Иоанну Предтечи. На конце греч. скороп. почерком: Конець икосов Предтечевых, починаем же икосы Николины жалостива Христова божествнаго угодника.
    л. 266. Икоси под. акафисту, творение Тогоже великому Николе. По окончании акафиста мелкою греч. скорописью: Кондаки и икоси приидоша в конець, уму же да не будеть когда прияти конець.
    л. 270 об. Молитва Господу нашему Исус Христу, умилна и полезна, аще кто глаголеть. Нач. Пресвятая Троице, Отче и Сыне и Св. Душе, помилуй мя грешнаго раба твоего, имрк. Молитва писана мелкою скорописью, а приписка в конце оной другою – на греч. вид: Конець убо молитвы умилениа. Помилуй убо мене Владыко человеколюбче, понеже убо дух бодр, плоть же немощна, сего ради бдите. Научи ны Боже Спасе нашь, како угодим Тебе.
    л. 273. Тропари въскресны.
    л. 274. Тропари праз(дником) Господьскым и Святым великым, начиная с 1-го сентября, числа не показаны. Из русских Святых написаны В. Князю Вълодимеру, нареченаго Василия, Борису и Глебу, Сергию игумену бывшаго Святей Троици. На поле против имен сих Святых поставлен киноварный крест, как и Покрову Богородици, означающий полиелейную службу. Кондак препод. Сергию тот же, какой печатается и ныне на преставление, а тропарь отличный: В чистоте житиа источник слез твоих исповеданиа, трудовныа поты съвокупил еси, и купель духовную источил еси, священный Сергие преподобне, омываеши сугубьстве творящим любовию память твою скверны обоямо душевныя и телесныя, сих ради чада твоя суще въпием ти: моли отче Святую Троицю о душах наших.
    л. 281. об. и 282. Святцы в таблице. Из Русских Святых встречаются теже, что выше л. 274, а из праздников ноября 27 Знамение (Богородицы в Новгороде). Под таблицею нарисована рука Иоанна Богослова и рука крестьянская пасха жидом и четыре картинки.
    л. 283. Послесловие на греч. языке: Déchoy ágie Demétrie Egnátioy pónos, eetoy 6938 (по греч. в рукоп.) men dec. a. dóxa se Ce, doxa se o Ths moy. ágie ágie demétrie presbébe yper emoy toy amartoloy Egnatioy. Graphema toy amartaloy Egnátioy es 6931 (по греч. в рукоп.) men octobrioy es b. Thoy to doron cai Egnatioy ponos. déchoy temie sabré caì eleeson moy. (Приими святый Димитрие Игнатия труд года 6938 месяца дек. 1. Слава Тебе Господи, слава Тебе Боже мой. Святый, святый Димитрие, помолись обо мне грешном Игнатие. – Письмо грешнаго Игнатия начато 6936(?) мес. октоврия во 2. Божий дар и Игнатия труд. Приими честный Кресте и помилуй мя).
    На обор. конечнаго листа написан, кажется, другим писцем устав для отправления часов в навечерии Просвещения.
    На обор. перваго порожняго листа почерком ХVІ века:
    Княж Михаила надписано: Александра) Даниловича Пенкова. Боярин кн. Данило Александрович-Пенько-Ярославский скон. в 1520 г., Александр сын его, о Михаиле ничего неизвестно