Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №292. Канонник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XVII в.
  • Кол-во листов: 264 л.
  • Примечания: Полуустав крупный, в четверть.
    л. 1. Канон Иисусу сладчайшему, без начала.
    л. 10. Два канона Живоначальной Троице гл. 7 и 4.
    л. 21. Канон благодарствен пресв. Богородице с акафистом.
    л. 42. Канон Благовещению пресв. Богородици, творение Феофана.
    л. 51. Два канона к своему ангелу хранителю души и телу.
    л. 64. Канон молебен к святейшему в пророцех Предтечи Крестителю Христову Иоанну.
    л. 74. Канон пресвятой Богородице Одигитрию, творение священноинока Игнатиа.
    л. 82. Канон св. Апостолом.
    л. 87. Канон святителю Николе чюдотворцу, творение Феофана.
    л. 92 об. Канон животворящему Кресту Господню.
    л. 102. Два канона препод. Сергию чюдотворцу.
    л. 116. Канон препод. Никону чюдотворцу.
    л. 124 об. Канон Бесплотным, Феофаново (творение).
    л. 132 об. Канон св. ап. Иоанну Богослову, творение Феофаново.
    л. 139. Канон препод. Марии египетской.
    л. 146. Канон препод. Ануфрию великому.
    л. 152 об. Канон по вся дни мниху.
    л. 158 об. Чин бываемый на разлучение души.
    л. 170 об. Канон за единаго умершаго с предисловием. На конце два отрывка.
    л. 184. Расход Троецкой Сергиева монастыря, на братию вь трапезе, ества обычная и пиво обычное в весь год, опричь празников и кормов игуменьскых потешеньи. С обиходом трапезным соединен обиход церковный, замечательный некоторыми особенностями. Напр. на л. 210 сказано, что в великий пяток навечерни после апостола поють аллилугиа 5, как на обедии, и чтет игумен или поп болшой и евангелие, стоя в олтари, в царьских дверех, левым плечем к престолу, а правым плечем в всю церковь (№ 739 л. 123 приб.: дьякони евангелие на руках держат); на л. 211, после слов: поют славословие на утрени великой субботы, следует: иереи же оболкся в вся священная одежда постныа, – а преже сего были белыя, якоже и на величании, игумен же Порфирей (1521–1543 г.г.) уставил ризы постныя, – священници же несуть воздухи, и диаконы поють Святый Боже, под первым воздухом идеть игумен с евангелием, предходящим ему лампадам, и проч.
    л. 224. Предание старьческо новоначальным иноком, како подобает жити у старца в послушании. Русское, см. № 188 л. 109 об.