Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №284. Канонник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XVII в.
  • Кол-во листов: 425 л.
  • Примечания: Полуустав, в скоропись переходящий, в четверть.
    л. 1. Выпись главам книги сея. Глав 82.
    л. 6. Иже во святых отца нашего Ионы митрополита киевскаго и всея Руси чюдотворца молитва надгробная, от святителя благословение и прощение преставльшемуся.
    л. 7. Канон за единаго умершаго с предисловием.
    л. 17. Веление царско списано и содеяно и дано священной святой соборной апостольской церкви римъской блаженым Конъстянтином, в царех первохристияном.
    л. 18 об. Служба Господу Исусу, святейшаго и вселенскаго патриарха господина Филофея.
    л. 23 об. Канон покаянен гл. 8.
    л. 26 об. Канон Господу нашему Ис. Христу. Списан же от великаго Савелия, учителя учителем, святыя великия Божия Матери благочестиваго царскаго клироса Феодора Мелетиота, прошением благовернаго священноинока господина Ивана архимандрита. Переведен же на руское священномнихом Ларионом. Тропарь 1-й: Молитвами, человеколюбче, тя рождешия, молимся к тебе прибегающая, от бед избави, и сподоби здравия насладитися душевнаго же и телеснаго, яко врачь благий. В конце две молитвы, первая с надписью: Препод. отца нашего Лариона великаго митрополита росийскаго. Нач. Владыко Господи Боже нашь, Царю высокий и славный человеколюбче, воздая противу трудом славу и честь. Молитва эта напечатана в Прибавл. к Твор. св. Отцев 1844 г. 249 в связи с словом его. В заключение молитвы упомянуты св. Князья Владимир, Борис и Глеб, препод. киевопечерские Антоний и Феодосий.
    л. 36 об. Согласие певаемо за царя и люди, внегда исходити противу ратных, творение Филофея, патриарха Царяграда.
    л. 46 об. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу, певаем во общих напастех, и в бездождие, в глад и мятеж, и во противление ветром, и в нашествие варварьское, с двумя молитвамив конце, обе святейшаго патриарха кир Филофея.
    л. 52 об. Канон ко Господу нашему Ис. Христу и преч. Богородици, певаем в трус, и глад, и всякаго страха, подобно же и о гобзине плодом и о времени мирне. В конце шесть молитв, вторая приписанная выше (см. л. 26) Илариону митр. киевскому, озаглавливается здесь: Молитва о гневе Божии за бездождие и за безведрие, егда дождь рамен идет, и за князи и за вся християны.
    л. 67 об. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и ко всем Святым, идуще на брань.
    л. 76. Канон составлен в страшную и смертоносную язву покаялен и умилен ко Господу нашему Ис. Христу. В конце: молитвы молебны, числом 4, составлены Филофеем святейшим патриархом Констянтинаграда во страшную и всемирную язву, прочитаем в литиях и молбах.
    л. 86. Последование во св. вселенский Собор.
    л. 90 об. Канон молебен ко Господу нашему Ис. Христу во усобных бранех иноплеменным, творение святейшаго патр. Филофея, потружение же Кипреяна митрополита киевскаго и всея Русии.
    л. 97 об. Канон ко Господу нашему Ис. Христу и ко преч. Богородице, певаем о гобзине плода и за бездождие, творение смиреннаго митрополита всея Русии Кипреяна. В конце три молитвы.
    л. 104 об. Канон молебен певаем ко Господу нашему Ис. Христу, егда по грехом нашим наведет на нас глад и томление оскудоста житнаго, творевие Филофея патриарха Царяграда, перевод же Феодора прозвитера.
    л. 111. Канон молебен во умножение дожда гл. 8.
    л. 116 об. Канон ко Господу нашему Ис. Христу, певаем за бездождие гл. 8.
    л. 121 об. Канон молебен к преч. Владычице нашей Богородицы, певаем в бездождие гл. 4.
    л. 124 об. Последование другое ко преч. Богородицы о бездождии, творение Филофея патр. Конъстянтинаграда, переведен же бысть на руский язык от многогрешнаго Феодора и недостойнаго, рекше первопрозвитера.
    л. 131 об. Канон молебен ко пресв. Богородици, певаем от лица незрящаго человека, творение Ииона евхаитскаго, преведен же бысть на руский язык от многогрешнаго и ради многоразличных зол и преступлений отриновеннаго от лица святительскаго, именем Феодора, аще и недостойнаго, но рекше прозвитера.
    л. 137. Согласие певаемо во страх нашествия иноплеменник.
    л. 147. Согласие по прошествии всякоя скорби и печали.
    л. 152. Канон в печалех и нужах певаем, святейшаго вселенскаго патр. Филофея.
    л. 158. Канон молебен ко Господу нашему Ис. Христу, певаем за князя и за люди победы брани ради.
    л. 164. Канон по вся дни певаем с умилением и со слезами, творение Кирила философа гл. 5. См. № 17 л. 58.
    л. 170 об. Канон молебен о гресех на всяк день ко Господу нашему Ис. Христу гл. 6. Срав. № 263 л. 219.
    л. 175 об. Канон молебен светлому и тридневному св. Воскресению Господа нашего Ис. Христа, певаем по вся недели по заутрени, творение кир Андрея архиеп. критъскаго.
    л. 184. Правило молебно пресв. Богородицы за болящаго, творение Филофея.
    л. 189. Правило молебно пресв. Богородици в печалех наведения, творение Филофея. На греч: Poíema toy Basiléos cyroy Theodóroy Doyca toy Lascáreos. Сему же автору приписывается в наших печат. Октоихах 1-го гласа на конце. В заключение канона молитва очем болящаго.
    л. 196. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и преч. его Матере, певаем во умножение дождя, творение Филофеево.
    л. 199 об. Чин бываемый на разлучение души. Пред каноном молитва Кирила тирскаго (siс) после канона просто: Кирила, а в самом конце: Тропари с поклонами. Срав. № 276 л. 301, 314.
    л. 209 об. Другий канон кир Андрея критскаго пресв. Богородице. В начале и конце молитвы к пресв. Богородице св. Кирила туровьскаго, а в заключение тропари И. Дамаскина с поклонами.
    л. 219 об. Канон из мира пришедшим гл. 6. См. № 274 л. 220.
    л. 223. Канон всем Святым за опитемью гл. 6.
    л. 228 об. Канон по вся дни св. ангелу, грозному воеводе, хранителю всем человек от Вседержителя Бога посланному по вся душа человеческая, душу возвести к Богу, а тело земли отдати. Творение Парфения уродиваго.
    л. 233 об. Канон к Господу нашему Ис. Христу и к пресв. Его Матери на поганыя, творение святейшаго и вселенскаго патриарха Филофея, и потружение Кипреяна смиреннаго митрополита всея Руси.
    л. 238 об. Правило молебно за болящаго седмица.
    л. 243. Правило молебно седмици оть творящих милостыню. В конце молитва препод. Илариона. Срав. с предъидущими л. 26 и 52.
    л. 250 об. Две молитвы Иоанну Предтечи, первая творение Филофеево по каноне.
    л. 253. Две молитвы Ианна Златоустаго вместо отпуста и за вся християны.
    л. 256 об. Молитва В. Василия ко св. причащению.
    л. 258 об. Молитва Ио(а)нна ангелу хранителю душам. Начало ея составляет та самая молитва, которая приложена по другом каноне ангелу хранителю в печ. След. Псалтирях, но потом следует прибавление в четверо большее последней.
    л. 264. Правило молебно священномученику Антипе, епископу пергамасийскаго, творение Иосифа.
    л. 269 об. Пом(я)нник глаголемый иноком в кельи своей.
    л. 274 об. Молитва на светлое Воскресение Христово, на велик день на молебне вместо псалма 50. За ней другая: Кирила туровьскаго на светлое Воскресение Христово.
    л. 278 об. Правило св. Николе. Канон тот же, какой в печ. След. Псалтири молебный пресв. Богородице: изменения состоят в одних возваниях.
    л. 284 об. Молитва св. Василья Великаго святым великосорокамучеником.
    л. 286 об. Правило молебно св. добропобеднаго мученика Георгия. Канон, творение кир Филофея патр. Констянтинаграда, составлен из пасхальнаго.
    л. 293. Правило молебно св. добропобеднаго великомученика Дмитрея.
    л. 300 об. Молитва Григория мниха прозвитера к св. причащению. В конце две молитвы возлагающи куколь и опоясася.
    л. 303. Две молитвы препод. инока Кирила спати хотящих и одна св. Назария.
    л. 304 об. Молитва св. Кирила о искушении сонном.
    л. 305. Любомудрейшаго Калиста Ксанфопула, бывшаго патриярха Константинаграда, списание молитве, яже счинена с покаянием и исповеданием к Творцу и Содетелю нашему Богу, в немже испоминает вся страсти человеческия.
    л. 315 об. Исповедание ко Господу Богу Ис. Христу и преч. его Матере и всем Святым его. Списано священноепископом Кирилом туровским. Нач. Исповедаюся аз многогрешный, имрк. Богу и преч. Матери Его и всем Святым припадая с горкими слезами.
    л. 319 об. Молитва св. Павла, егда стужаем будет человек злыми помыслы лукавьством сотаниньским, и моляся сице глаголи на диявола. Нач. Уповаю на Господа Бога Вседержителя и на силу всечестнаго и животворящаго Креста Господня и на преч. его Матерь аз многогрешный раб Божий, имрк.
    л. 323. Молитва умершаго князя разрешити и всякого властелина. Нач. Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю, сотворивый человека по образу своему и по подобию и всеми дарованми своими украсив и безсмертием почте.
    л. 325. Молитва иже скверноядших от варвар. В печ.Требнике 1651 г. под главой 60.
    л. 325 об. Акафист на пречестное Успение пресв. Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария.
    л. 335. Молитва Милостивому Спасу и всем Святым. Нач. Владыко многомилостиве Господи Исусе Христе Боже нашь, Сыне единородный невидимаго Бога. См. № 316 л. 459.
    л. 338. Молитва (Пресв. Богородице). Нач. Приими, о всеблагая и всемогущия преч. Богородительнице Владычице, от нас приносимая песнословная дароношения. За сей еще три молитвы, без надписи.
    л. 343. Молитва всечестному пророку и Предтечи Иоанну Крестителю Господню. Нач. Приими, о всечестный Предтече во Святых всех болший, от нас приносимыя дары сии.
    л. 344 об. Молитва св. чюдотворцу Николе. Нач. О всечестный отче великий заступниче, архиерею Божий Николае треблаженне.
    л. 346 об. Акафист св. Иоанну Предтечи, творение святейшаго патриарха Новаго-Рима-Конъстянтинаграда кир Исидора.
    л. 352 об. Служба всем Святым, творение святейшаго патриарха Конъстянтинаграда господина Филофея.
    л. 363. Служба в неделю всех Святых.
    л. 368 об. Молитва во всяк вид болезни. Помещена в нынешних печ. Требниках.
    л. 369. Молитва над водою потребе всякой бывши в различных болезнях. Нач. Господи Боже наш, многих ради иже к грешним щедрот твоих преклонь небеса и сниде на землю.
    л. 370 об. Канон о болящих гл. 2.
    л. 379. Молитва в литию в дни праздничныя. Нач. Боже Отче Господа нашего Ис. Христа, сый благословен в веки.
    л. 379 об. Канон Святей Троицы, купно и св. Богородице, певаем в скорбь и беду гл. 6.
    л. 385. Молитва молебна преч. Матере, прошение у своего Сына Христа Бога нашего за спасение всего мира. Нач. Что Мати просиши земленым спасения, Владыко Вседержителю Господи приклони ухо твое.
    л. 386. Молитва в трусе. Нач. Страшный, дивный, великий, преславный, иже истинный Боже.
    л. 386 об. Молитва глаголема добле бывает в страх нашествие. Нач. Паки твоя Господи человеколюбца Владыки память наказания.
    л. 387. Молитва к пресв. Богородице по каноне похвалном.
    л. 389 об. Молитвы к пресв. Богородице, творение Иоанна евхаитъскаго, преведена бысть на руский от многогрешнаго перваго прозвитера. Нач. Нетленная, пречистая, нескверная, всенепорочная Владычице Богородице, яже Херувим преславнейши.
    л. 393. Молитва глаголется по каноне Благовещения.
    л. 396. Канон за единаго умершаго, створение Логофета некоего. Впереди: Предверие (предисловие) слову пред каноном, ин перевод. Срав. выше л. 7.
    л. 402. Мес. сентября в 1 день, начало Индикта, еже есть Новое лето.
    л. 412. Чин, како выходит святитель на воспоминание Страшнаго Суда, в неделю Мясопустную.
    л. 416 об. Молитва егда поставляют митрополита и входит первие во град и глаголет сию молитву пред градом.
    л. 418. Канон молебен бесплотным (Силам).
    л. 422. Канон молебен Святей Троице, архангелу Михаилу, Николе, Богородици, поется в бедах и в напастех, в болезни и в печали, и в радости и в веселии, и до исхода души, за творящая милостыню, в неделю, в понеделник, и в среду, и в четверг.
    Сверху заглавнаго 6-го листа другим почерком: Сия книга архимарита Иосифа, келейная, отдать ее в Семионовский монастырь, что под слободою Александровою. Подписал архимарит Иосиф своею рукою. Новоспаский архим. Иосиф, сын Иоанна, в 1637 г. переведен в владимиро-Рождественский, в 1641 году в московско-Андрониев монастырь, в 1650 г. упом. на покое. Семеоновский монастырь, основанный в ХVІ в., в Смутное время был вызжен, но в 1637 г. весь вновь выстроен архим. Иосифом на свое иждивение и находился под ведением его до 1650 г., а в сем году Царь Алексей Михайлович, по просьбе Иосифа, передал его в управление Троиц. Сергиеву монастырю. В опис. книгах Симеон. мон. 1645 и 46 г. упоминаются: Половина Служебника печатново в полдесть (см. 217), Канунник писменный, в полдесть, а в нем 82 главы всяких треб. Оттудаже