Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №283. Канонник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: 1616 г.
  • Кол-во листов: 588 л.
  • Примечания: Полуустав, в осьмую долю, заглавная заставка цветочная, на л. 144 с золотом.
    л. 2. Указ главам в настоящей сей книзе. Заглавие служб выписываем по оглавлению:
    л. 7. Служба святей Живоначальней Троице (в Пятидесятницу).
    л. 37. Служба Рожеству Христову.
    л. 73. Служба на св. Богоявление Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа.
    л. 119. Служба Успению пресв. Богородица.
    л. 144. Служба пресв. Богородице Одигитреи, юже празднуем на Светлой неделе во вторник.
    л. 180. Служба чюдотворней иконе преч. Богородица Казаньской и Смоленской и прочим чюдотворным иконам св. Богородица.
    л. 207. Служба, сент. 25, препод. отцу нашему игумену Сергию чюдотворцу. См. № 116 л. 397.
    л. 248. Служба, июля 5, на обретение честных мощей Сергиа чюдотворца. За исключением тропаря одинакова с печатной, сочинена не ранее сред. ХVІ века. Тропарь нач.Днесь пресветло красуется царствующий град Москва. В церк. Уставе, изд. 1610 г., тропарь тот же под 5 июля, но есть изменения в выражениях.
    л. 276. Служба, ноемвр. 17, препод. отцу нашему Никону чюдотворцу.
    л. 304. Канон честному и животворящему Кресту Господню, творение кир Козмы.
    л. 314. Канон на Пасху, творение Иоанна Дамаскина с богородичны.
    л. 325. Канон молебен иже в пророцех честнейшему Иоанну Предтечи, творение Иоанна монаха.
    л. 334. Канон молебен обема верховныма апостолома Петру и Павлу.
    л. 342. Канон молебен 12 Апостолам, творение кир Феофаново.
    л. 350. Канон молебен трем святителем Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.
    л. 361. Канон молебен св. Николе чюдотворцу.
    л. 368. Служба, окт. 5, трем святителем московским и вся Руси чюдотворцем Петру, Алексию и Ионе. В конце сего канона (л. 396) тоюже рукою приписано: Составися сий праздник в лето 7104 (1596) октебря в 5 день, повелениемь благочестиваго и христолюбиваго Царя и В. Князя Феодора Ивановича всея Русии и Самодержьца и при его благоверной и христолюбивой Царице и В. Княгине Ирине, по благословению великаго господина святейшаго Иева патриарха Московскаго и всея Русии и всего священнаго Собора. И поставлена бысть церковь первая триех святителей пресвященных митрополит киевских и всея Русии чюдотворец Петра, Алексея и Ионы во имя их в пределе Николы чюдотворца в патриарше селе Никольском, зовомо Селятино. А ту церковь поставил великий господин святейший Иев патриарх московский и всея Русии, и освящена в лето 7104 сентября в 13, на память священномученика Корнилиа сотника.
    л. 397. Канон молебен св. ап. и ев. Матфею.
    л. 406. Канон молебен св. ап. и ев. Марку.
    л. 415. Канон св. ап. и ев. Луке.
    л. 423. Канон св. ап. и ев. Иоанну Богослову, творение Феофаново.
    л. 433. Канон св. ап. Андрею Первозванному.
    л. 443. Канон св. и прав. Симеону Богоприимцу.
    л. 451 об. Канон св. мученице Парасковии, нареченней Пятници.
    л. 460 об. Канон всем святым.
    л. 472. Последование часом царским в навечерие Рожества Христова.
    л. 504. Чин часом царским, певаемым в навечерие Просвещениа.
    л. 529. Часы царские, певаемы во св. великий пяток.
    л. 560. Служба, апр. 7, на обретение мощей святителя Серапиона, архиеп. новгородскаго.
    л. 4. Предисловие: В лето 7124 (1616) Божиею благодатию и преч. Богородица помощию и повелением настоятеля пречестныя и великия обители Пресвятыя и Живоначальныя Троица Сергиева монастыря архимарита Дионисиа аз грешный инок Арсеней селижаровец написах сию книгу, в нейже 11 служеб полных и 15 канонов да трои часы царьскиа. Писах же с разных переводов, и в них обретох многа неисправлена, пачеже в тех, яже суть в рустей земли составлены службы и каноны неискусными творцы грамотичному учению. И елика возможна моему худому разуму, сиа исправлях, а яже невозможна, сиа оставлях, и проч., чит. предисловие под № 281. В конце прибавлено:Молю же и тебе, припадая стопам святых ти ног, о добродетельная главо, во всех требующим милостивный подателю, повелевый нам убогим написати священную сию книгу; егда по свящ. книге сей поеши и славословиши Отца безначальна и Сына собезначальна и Духа Св. соприсносущна, да не презриши мя убогаго, явнаго грешника и горькаго оставленаго бедника, но да помянеши, государь, во св. своих молитвах, и да помилует тя Господь самаго, яко милостива суща, и да помянет тя во царствии небеснем ныне и в день века, аминь