Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №244. Устав церковный

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: Втор. пол. XVI в.
  • Кол-во листов: 527 л.
  • Примечания: Полуустав четкий, в лист.
    л. 8. Устав церковней службе иже в Иерусалиме святыя лавры препод. и богоносн. отца нашего Савы, имеа и всю службу и устав церковный; сий же устав и служба бывает в прочих сущих в иерусалимъских честных монастырех. Глав 44, впереди сказание от Патерика о числе братии в древних обителях, потом краткое предисловие Типику св. ИI. Златоустаго, за тем оглавление и другое длинное предисловие, что под № 242.
    (лист 72 порожний).
    л. 73. Устав церковней служъбы и вселетняго пениа по уставу иже в Иерусалиме святыя лавры препод. отца нашего и богон. Савы. Расположен по дням, начин. с сентября. В месяцеслов внесены не только все русские Святые, находящиеся под № 242 и канонизованные моск. Собором 1547 г., но и другие многие, как то: Сент. 5, Убиение Глебово на Смядыни. Сент. 30, Препод. отца нашего Григориа иже на Першме (пелшемскаго). Окт. 1, Препод. отца нашего Савы иже над Вершею рекою жившаго (вишерскаго). Окт. 29, Преставление препод. отца нашего Аврамиа архимандрита богоявленскаго (ростовскаго). Ноября 6, Препод. Варлаама хутынскаго. Маия 14, Исидора уродиваго Христа ради ростовскаго. Августа 21, Препод. отца нашего Аврамиа смоленскаго чюдотворца. – Память препод. Макария колязинскаго положена вм. 17 под 15 марта, как и в Требнике, изд. в Москве 1639 года; препод. Антониа печерскаго иже на Киеве не 10-го июля, а как почти везде в ркпсях, где только встречается, 7-го маия; преставление блаженыя княгини Олги не 12-го июля, а согласно с печатн. месяцесловом, 11-го июля.
    л. 298 об. Богородичны поемыя на слава и ныне по тропарех Святым.
    л. 299 об. Указ оставшим апостолом и евангелием непразднуемым Святым, а за тем и на различныя потребы церковныя.
    л. 303. Воследование святыя Четыредесятница и пятидесятницы.
    л. 417. Указание гласов, утреним евангелиам въскресным, и апостолом и евангелиам иже на литургиах.
    л. 418 об. Тропари въскресны, и ипакои и прокимны въскресны на утрении пред Евангелием, и ины прокимены апостолом въскресны и аллилуиа на литургиах недели, осьми гласов.
    л. 424 об. Тропари и кондаки и светилна дневныя и сказаниа иже на литургиах прокименом, и апостолом, и аллилуиам, и евангелиам, и причастном всея седмицы.
    л. 427 об. Пениа троична, иже поем в Великий пост и в прочая посты.
    л. 430 об. Како должно есть иерею отпуст творити на койждо день през всю неделю и на празники всего лета.
    л. 438. Марка ермонаха списание трудолюбезному о неведомых Уставу. Глав 80, впереди оглавление, в конце: Молитва на копание кладязя и обретениа воды.
    л. 499 об. О станцех Устава, о нужных потребах церковных в все лето, о празниках, и о евангелиах, и о Четыредесятницы и Пятидесятницы; избрано преподобными и богоносными Отцы о празникох Владычних и Богородичных и великих Святых, о нихже в Типице сокращенно реша, то зде распространиша ясно и изложиша. В заключениеАнтифоны яже поются по вся дни.
    Впереди на белом листе другим почерком
    : Лета 7100 (1592) году переплетена книга при игумене при Ивакхе. Тут же скорописью: Лета 7135 (1627) в Троицком в Сергиеве манастыре переплетена сия книга при архимарите Дионисие и при келаре старце Александре. На нижней доске тою же скорописью: Переплетал Троицкой конархист старец Исаия коломненин.
    По писцовым книгам 1594 г. (№ 599 л. 24 и обор.) в приписном Преображенском монастыре на Всходне (в 15 вер. от Москвы) был «Игумен Ивакхъ», так называвшийся конечно по имени одного из свв. мученик 7 октября: Сергия и Вакха. Предки наши в старину союз и считали за начальную букву имени, а иногда начальную букву имени считали за союз, напр. в святцах Остромирова Евангелия под 14 числом июля написано: Акилы и Лария (Хр. Чт., 1852, 1, 505), и в Почаевском Каноннике, изд. около 1816 г., в 16 д., в святцах под 12 июля напечатано: св. муч. Прокла, и Лария