Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №227. Служебник и Требник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: XVI или нач. XVII в.
  • Кол-во листов: 375 л.
  • Примечания: Полуустав разных почерков, в четверть.
    Рукопись со многими, нередко грубыми, ошибками. Из молитв большая часть напечатаны в Потребнике, изд. в Москве 1651 года.
    л. 1. Литургия Иоанна Златоустаго, первый лист потерян.
    л. 43. Молитва над кутиею в честь (Святых).
    л. 44. Молитва над приносимым плодом всякого овоща.
    л. 44 об. Молитва на благословение гроздиа.
    л. 45 об. Молитва над агнцем на Пасху. В Служебнике, печат. 1602 г., вторая под гл. 10.
    л. 45 об. Молитва над сыром на Пасху.
    л. 46. Молитва над артосом.
    л. 46 об. Молитва над преломлением артусу.
    л. 46 об. Молитва над цветы и на вербницу.
    л. 47. Молитва на очищение церкви оскверненей от еретик.
    л. 47 об. Молитва, егда начнут святити церков от еретик и аще случится нечисто в церкви или пес вскочит.
    л. 48 об. Благословение и прислание митрополита Киприана, молитва глаголемая во отверзение и во освящение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною како любо смертию. В печат. Требнике 1651 г. первых четырех слов нет.
    л. 49. Чин мыти мощей Святых, или како воду со креста пити.
    л. 53 об. Чин, егда случится вскоре велми болному дати причастие.
    л. 55. Последование причащения святыя воды иже великаго освящения Богоявления.
    л. 57 об. Чин и молитвы бывающеи на умовение святыя трапезы, бывающаго во св. великий четверток святителем по скончании 3 и 6 часа.
    л. 60. Служба божественная иже во святых отца нашего Великаго Василия. Окончание после л. 82 чит. л. 91.
    л. 94. Божественная служба преждесвященная Великаго Василия. Впереди указ божеств. службы прежесвященныя.
    л. 106. Прокимны и аллилуия воскресны на литоргии.
    л. 114. Устав и указ оставшим апостолом и евангелием и прокименом и аллилуарем и причастником непразднуемым Святым. Службы общия Святым и на разные потребы, окончание чит. выше л. 83–90.
    л. 115. Прокимены и аллилуиа дневныя на литоргии.
    л. 116. Устав и указ оставшим празником Господьскым прокымены и аллилуиа и причастнаа на весь год.
    л. 123. Чин исповеданию священническому.
    л. 135. Последование просвещения святых Богоявлений.
    л. 144. Последование священия в 1 день августа месяца и егда кто хощет потребе призывающи.
    л. 154. Последование св. Пятьдесятницы, свершаем в неделю Св. Духа.
    л. 177. Молитвы вечернии (светильничныя).
    л. 182 об. Молитвы заутреннии (тоже).
    л. 190. Последование к божественному причащению. См. № 267 л. 255.
    л. 230 об. Канун Господу Ис. Христу (сладчайшему).
    л. 236. Канон радостен пресв. Богородице, творение Игнатия ермонаха.
    л. 242. Канон молебен к своему ангелу хранителю.
    л. 248. Молитва храму, в немже жена детя родит.
    л. 249. Молитва младенцу нарещи имя в 8 день.
    л. 249 об. Молитва жене по рожении детяти.
    л. 250. Молитва бабе.
    л. 250. Молитва матери детяти.
    л. 251. Молитва родилнице и женам прилучившимся на рожении том.
    л. 252. В 40-же день приводим бывает новопросвещенный младенец матерью уже оцыщенною и измовенною.
    л. 254. Чин крещению детину, сотворити отрочати крещение. л. 267. Чин, како младенца омыти крестившагося в 8 день.
    л. 268. Чин исповеданию мирскому, хотящему причаститися божественных святых Христовых таин.
    л. 276 об. Молитва, аще жена начнет детя родити невборзе. Читается так: Се и срете Господь Исус Христос Иоанном Богословом, обрели жену рожающи, сердцем болящу, не может родити. И рече Господь наш Иванну Богослову: гряди Иване и рцы ей во правое ухо: от Бога рожающейся выди младенче Христов, Христос тя зовет, помяни сыны едемьскыя во дни еросолимовы глаголющу: истощайте, истощайте до основания земли, ныне и присно. Издана в Пам. отр. лит., т. II. стр. 356.
    л. 277. Молитва еже одеяти главу жене.
    л. 277. Молитва над женихом и невестою прежде даже не внидут в церковь венчатися.
    л. 278. Молитва храму на благословение, в немже жена детя хощет родити, глаголи не входя в храм. Таже, что выше л. 248.
    л. 279. Молитва жене по рожении детяти. Таже, что выше л. 249 об.
    л. 279 об. Молитва знаменати отроча приемля имя в 8 день. Таже, что выше л. 249.
    л. 280. Молитва бабе, егда детя родится. Таже, что выше л. 250 об.
    л. 280 об. Молитва жене по рожении и женам прилучившимся на рожении том. Таже, что выше л. 251.
    л. 281 об. Молитва 40-ная жене по рожении острочати. Последния две теже, что л. 252, а первая особенная.
    л. 282 об. Молитва на основании храму.
    л. 283. Молитва на благословение дому и храму новому.
    л. 283 об. Молитва над соблазнившимся во сне.
    л. 283 об. Молитва на ядшихся скверных мяс от поганых.
    л. 284. Молитва во исходе души от тела.
    л. 285. Молитва над попом умершим.
    л. 285 об. Молитва над гробом, внегда вливает миро в масло крестообразно над телом.
    л. 286. Молитва новому кладезю.
    л. 286 об. Молитва над осквернившимся кладезем.
    л. 287. Молитва, аще случится скверну впасти во что любо мышь или жаба.
    л. 288. Молитва на освящении церкви от поганых, или пес вскочит, или проказа от пьяных, то место выскрести да новыя земли насыпати. Срав. выше л. 47.
    л. 288 об. Молитва, егда человек болит сердцем. Срав. со второю молитвою под № 225 л. 166.
    л. 288 об. Молитва над вином служебным.
    л. 289. Молитва, егда вскочит пес в церковь.
    л. 289 об. Молитва над пасхою на Воскресение Христово. Таже, что выше л. 45 об.
    л. 290. Молитва пещи и сосуду глинену.
    л. 290. Молитва, егда сука ощенится в храмине.
    л. 290 об. Молитва над вербою и цветы.
    л. 291. Молитва начиная вино, мед или сусло.
    л. 291. Молитва сосуду осквернившемуся.
    л. 291 об. Молитва над пасхою над артусом. Таже, что выше л. 46 об. Молитвы, написанныя вдвойне, в выражениях разнятся, а писца одного.
    л. 292. Молитва на Преображение вкушати стафилия.
    л. 292 об. Молитва на Рожество Христово.
    л. 293 об. Молитвы в пост входяще детем, числом 2.
    л. 296. Молитва на Воскресение Господа нашего Ис. Христа.
    л. 297 об. Молитва на Петров день.
    л. 298. Молитва над болящима очима.
    л. 298 об. Устав обручанию царем и князем и всем православным християном.
    л. 300. Чин венчанию царем и князем и всем православным християном.
    л. 304 об. Указ, аще пойдет будет вдовъцу девица или за юношу вдова пойдет.
    л. 305. Чин двуженца благословити.
    л. 306. Молитва приносящим всяково ново приношение и овощь в церковь.
    л. 306 об. Молитва над солию.
    л. 306 об. Погребален над умершим младенцем.
    л. 308 об. Молитва над ушатым сосудом.
    л. 309. Молитва ситу.
    л. 309 об. Молитва млеку и молозиву. Выписываем из слова в слово: Благослови, имрк, сия напитай рабы своя от сего источника, (е)же есть Христос истинный, напитай от сего; Ты бо еси Бог обещания отцем нашим Аврааму, Исааку и Иякову, рекий: воду (вм. введу) в землю обетованную текошаго млека и медо и пристрои Господи рабы Твоя Св. Духу сътворити восхотел есть млеко и мед, о Христе Исусе о Господе нашем с пресвятым благым и животворящим Ти Духом, ныне и присно и в веки веком, аминь.
    л. 310. Чин погребению мирскому.
    л. 332. Чин, како подобает творити по умерших понохида в пяток вечер, списано Никифором.
    л. 343–347. Особая тетрадь (ХV в.), заключающая выписку из летописи Нестора от слов: (От) Александрея Офонасей, от Царяграда Митрофан посла епископы от себе (на 1-й вселенский собор), и тако исправляху веру. Прерывается: И постави (Владимир) городы многы. Бе бо рать от Печенег и бе во... Поздний писец докончил: юяся с ними и одолевая их. Богу нашему слава, аминь. Соф. Врем. ч. I, л. 82–87.
    л. 348. Уроцы за грехы, правило св. Отець.
    л. 357. Правило св. Отець о церковном устроении. Сочинение вероятно русское, ибо в средине его помещены два правила: аще прилучится в службе забыти вина влити в потырь и аще мышь начнет агнець на дискосе, напеч. в Пам. росс. Сл. ХІІ в., стр. 223 и 224.
    л. 358 об. Правило клаудийскаго (чит. лаодикийскаго) събора 59. За тем исчисление книг В. и Н. Завета в искаженном виде и опять епитемии за грехи.
    л. 365 об. Правило св. Отець 7-го собора. Выписки из вопросов Кириковых. См. Пам. росс. Слов. стр. 173.
    На л. 176 скорописью: Сея книга глаголемая Служебник Николскова попа Филата, в конце ркп. другим, также скороп. почерком: Стромынского монастыря села Коровицина. См. № 219. Коровицыно или Коровницы село подмонастырское, бедное. В описи 1616 г. церкви его во имя святителя Николая между прочим сказано: А риз нет, служит поп добывая Заволостью (из соседняго села Заболотья), толко один стихарь полотняной ветх... А Служебника нет; сказал Николской поп Ондрей Кузмин, что к службе книгу Служебник добывает у иных священников. Перепис. книги № 2737 л. 271. Свящ. Филат Никифоров жил около 1640 г. См. Оп. 1642 г.