Ф.304/I №224. Служебник и Требник

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Богослужебные книги
  • Дата: 1474 г.
  • Кол-во листов: 361 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть, 361 лист, начальный утрачен.
    л. 1 об. Главы что в сей книзе писаны.
    л. 7 об. Божествная служба иже в святых отца нашего Иоанна Златоустаго. Впереди устав божествныа службы, в нейже и диаконства; здесь в чине проскомидий читаем: Диакон же, приемлет и просфору и святое копие, глаголет сице: помяни Господи и мое недостоинство по множьству щедрот твоих и прости ми всяко прегрешение волное же и невольное, таже поминает ихже хощет живых; и на другой (последней – пятой) просфоре усъпших такожде. И полагает части от долняя страны святаго хлеба, якоже и ерей, и, взем метлицю, събирает еже в святемь блюде части от-издола подь святый хлебь, якоже лежати в соблюдении и утвръждени и неиспаднути что. (Срав. Оп. Рум. Муз. № сссс). См. № 209 л. 71.
    л. 30. Божествнаа служба иже в святых отца нашего Василиа Великаго.
    л. 44 об. Божествнаа служба прежесвященныих Св. и Вел. Василиа (Григория Двоеслова.)
    л. 54. Молитва глаголемая над коливом святых памяти.
    л. 54 об. Молитва еже благословити вино кисело.
    л. 55. Молитва над приносимым плодом всякаго овощиа.
    л. 55. Молитва над кльншиимся дръзостию.
    л. 55 об. Молитва над осквръншиимся христианином.
    л. 56 об. Молитва отвръгшиимся веры в ведени или неведени.
    л. 57 об. Молитва от архиереа или духовника прочитаема.
    л. 58 об. Раздрешение преосвященнаго патриарха Константинеграда кур Михаила, рекома Асхалона, молитва исповеданию.
    л. 58 об. Молитва на разлучение души.
    л. 59. Чин бываемый егда случится съквръну или нечисту вънове въпаднути в вино или масло или в ино что таково.
    л. 60. Молитва над съсудом осквернъшимся.
    л. 60 об. Молитва над оскрвеншимся кладязем.
    л. 61. Молитва иже кръвь много потечеть.
    л. 61. Молитва когда кръвь носом идет много.
    л. 61 об. Молитва когда боль неспит, сна несть ему.
    л. 61 об. Молитва идеже начнет бес пакостити.
    л. 64. Чин на обручение девици к мужу царем и князем и прочим. За тем: Чин на бракь венчанию.
    л. 66 об. Молитва на благословение храму, в немже дитя родится.
    л. 67. Молитва жене по рожении детяти.
    л. 67 об. Другая молитва жене по рожении и женам прилучившимся на рожении том.
    л. 68. Молитва знаменати отроча, приемля имя в осмий день рождениа его.
    л. 69. Молитва бабе детиной.
    л. 69 об. Молитва влагая в колыбель детя.
    л. 70. Чин исповедующимся.
    л. 78. Како подобает омыти мощи Святых.
    л. 80. Чин омыти мощи Святых или како подобаеть воду с креста пити.
    л. 83. Чин бывающий святити масло. Елеосвящение.
    л. 111 об. Чин вечерни великой.
    л. 115. Молитвы утреняя.
    л. 120. Чин бываемый еже створити отроча оглашено и крестити то.
    л. 131 об. Последование во еже омыти крестившаго в 8 день.
    л. 133. В 40 день пакы приводимь бываеть младенець новопросвещены матерью, еюже очищеною и измовеною.
    л. 135. Молитва св. крещений иная въкратце, аще когда случится младенцю сущу болну быти и спешити крестити того страха ради смертнаго.
    л. 136. Основание церкви и потчение кресту.
    л. 137 об. Чин освящения церкве малаго священиа.
    л. 158 об. Молитва внегда благословити двоженцев.
    л. 159. Молитва благословити царя и князя.
    л. 159 об. Молитва над кутиею в памяти Святых.
    л. 161. Последование св. Пятидесятниця, свершаемо в неделю Св. Духа.
    л. 174. Описание коронования греч. Императора Мануила в лето 6900 (1392); издано г. Сахаровым в Путешествиях русских людей в чужия земли.
    л. 175 об. Без надписи. Нач. Пиши на десной стране у Креста: древо дарует древним достояние. Тоже, что под № 314 л. 1.
    л. 176. Молитвы: егда кто хощет съзидати храм; егда кто от неверных внидет; молитва над агнцем на Пасху; молитва над сиры и яицы Пасце, и мелкие отрывки.
    л. 178. Последование просвещениа св. Богоявлений. Прибавления в молитве: и огнем – нет ни в одном списке: здесь на поле против того места, где следовало быть прилогу, тоюже рукою написано: Зри.
    л. 184 об. Апостоли и еуангелиа заупокойная пред (всю) неделю.
    л. 185. Молитва в честь молвити (прибавл: за обедом) за царя, за святителеля, за игумена, за мирьскаго.
    л. 186 об. Чин исповеданию инокых.
    л. 190 об. Исповедание священноиноком и ереем и дияконом.
    л. 192. Молитвы в пост идущим, числ. 2.
    л. 193 об. Молитвы на Въскресение Господне, числ. 2.
    л. 195. Молитвы на Рожество Христово, числ. 2.
    л. 196. Молитва от всякоя скверны.
    л. 196 об. От Правил о кресте Христове Афонасия мниха иерусалимскаго, потом о наузех и о стрелце громней. См. № 15 на конце.
    л. 197. Отпусты на праздники.
    л. 199. Правило иереом, иже не облачаются в священныя ризы, ли неразумием, ли гордостию, ли леностию. В конце мелкие отрывки.
    л. 202. Чин исповеданию.
    л. 218 об. Чин бываемый на одение расы.
    л. 220. Последование малаго образа еже есть мантия.
    л. 226 об. Чин бываемый великаго и ангельскаго образа.
    л. 253. Молитва над умершим младенцем погребалная до 12 месяць. Аще ли двою годов умрет отроча, то уже в ризах служба свершена.
    л. 253. Пострижение черноризице великаго образа ангелскаго.
    л. 260. Некоего мудреца приложшаго круг лета к животу человечю. Аллегорическия изображения времен года, припис. в ХVІ веке.
    л. 261. Последование бываемо усопших иноких.
    л. 295. Погребалник мирский.
    л. 311 об. Последование освящения в 1 августа.
    л. 318 об. Чин, како подобаеть пети панихида за умерших.
    л. 328. Прокимни въскресни утрънии на Еунгелиах и Апостолах; прокимни дневнии и аллилуари 8 гласовом.
    л. 329 об. Чин, како подобает молебен пети.
    л. 332. Молитвы. Первая ко пресв. Богородице с надписью: Иоана Златоустаго; вторая к Господу нашему Ис. Христу, Илариона, митр. киевскаго (см. № 284 л. 26 об); последняя молитва пресв. Богородици.
    л. 337 об. Канон за бездождие.
    л. 340. Канон певаем егда дождь умножится.
    л. 343 об. Канон молебен Господу нашему Ис. Христу, певаем в общии нужди и о бездождии, и о неблагорастворении времен, и о въспротивлении ветром, и в нашествие варварьско.
    л. 347 об. Чин, како подобает пети молебен за болящаго.
    л. 358 об. Лития на всенощном бдении.
    Послесловие: В лето 6983 (1474) написана бысть книга сия Потребник в обители Святыя Троици Сергеева монастыря при благоверном Вел. Князи Иване Васильевичи, при архиепископе всея Руси Геронте, а благословением раба Божия игумена Авраамия, и кончана бысть мес. декабря 25, рукою непотребнаго в иноцех Елисея. Отци святии и братие о Христе, проходяще книгу сию, не порецете Бога ради тягости на душу мою, аще и неудобрение зрите или погрешение обрящете. Господь с всеми вами и милость его и с духом вашим, аминь