Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Разные Богословские сочинения
Дата: XVII в.
Кол-во листов: 595 л.
Примечания: Устав тщательный, в лист, заглавныя заставки (л. 1, 6) с красками и золотом превосходны.
л. 1. Предисловие сказающе вкратце силу книжки сея. См. пред. № 200 л. 12.
л. 2. Сказание известно главам, яже суть в книзе сей. Оглавление неполное по причине утраты конечнаго 5-го листа, вместо его вставлен порожний.
л. 6. Глава 1. Исповедание православныя веры Максима инока из Святыя горы, имже возвещает о Христе Исусе всякого православнаго, священника же и князя, что по всему истиннейши есть православен инок, всю православную веру соблюдая целу и непременну и непорочну. См. пред. № 200 л. 22. л. 12. Глава 2. Молитва к пресв. Богородици, в тойже и отчасти винословие о страсти Спасове. Там же л. 34. л. 15. Глава 3. Песнь благодарствена к пресв. Троици, глаголема во всю светлую неделю св. Пасхи. Там же л. 28. л. 17. Глава 4. Сказание, какая словеса рекл бы Петр, отвергся Христа и плакася горко. Там же л. 349.
л. 18. Глава 5. Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Ис. Христа, в томже и на Июдея. Там же л. 31. л. 22 об. Глава 6. Слово обличително на еллинскую прелесть. Там же л. 466.
л. 28. Глава 7. Слово похвалное к св. апостолам Петру и Павлу, в немже обличение и на латынския требольшиа ереси. Там же л. 37.
л. 41. Глава 8. Слово обличително на агарянскую прелесть и умыслившаго ея сквернаго пса Моамефа. Там же л. 125.
л. 61. Глава 9. Слово второе о томже, ко благоверным на богоборца пса Моамефа, в немже сказание отчасти о кончине века сего. Там же л. 150.
л. 68. Глава 10. Слово обличително, вкупе и развращателно лживаго писания Афродитиана персянина зломудренаго. Там же л. 264. л. 78. Глава 11. Слово отвещателно о исправлении руских книг, в немь же и (на) глаголющих, яко плоть Господня по воскресении мертвых не описана бысть. Чтущеи внимайте прилежно и разсуждайте богоугодно вкупе и человеколюбно. Там же л. 255. л. 85 об. Глава 12. Слово отвещателно о книжном исправлении. Там же л. 259. л. 90. Глава 13. Слово пространнее излагающе с жалостию нестроения и бесчиния царей и властелех последняго века сего. Там же л. 342.
л. 96 об. Глава 14. Послание к святейшему Макарию, митрополиту всеа Русии. Там же л. 364.
л. 100 об. Глава 15. Сказание сея речи: ступайте людие мои и прочая. Там же л. 405. л. 102. Глава 16. Сказание о разрешении обета постнаго. Нач. Добро есть и зело угодно Богу и нам спасително, аше со благим изволением довершим должныя наши обеты, елико отрекохомся Богу.
л. 103. Глава 17. Повесть о Соборе, хотевшем уставити, дабы попы и диаконы и подьяконы без жен были. Там же л. 408. л. 103 об. Глава 18. Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты. Там же обор. л. 105. Глава 19. Толкование строки псалма 89: Господи прибежище бысть нам. Там же л. 359.
л. 106. Глава 20. Поучение ко иноком о исправлении иноческаго жития, и кая есть сила великия схимы. Там же л. 412.
л. 108 об. Глава 21. Сказание о рукописании греховнем. Там же л. 290.
л. 111 об. Глава 22. О Спиридонии чудотворцы. Там же л. 415.
л. 112 об. Глава 23. Иосифа июдеянина Слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстем, и сие являет от вышеестественнаго терпения, еже ко горчайшим мукам Маккавеев мученых бывших Антиохом. Нач. Философское слово поведати хотя, аще убо самовластен есть страстем благочестивый помысл.
л. 120 об. Глава 24. Иоаким, милостию Божиею, папа и патриарх великаго града александрийскаго и судия вселенныя. Послание Царю Иоанну Василиевичу. Там же л. 418. л. 121 об. Глава 25. Дионисий, милостию Божиею, архиепископ Костянтинаграда Новаго Рима и вселенский патриарх. Соборное послание к томуже. Там же л. 419. л. 123. Глава 26. Послание к некоему желающу отврещися мира и ити во иноческое житие, коснящу же, а уже нужею ни единою обдержим, и еще просящу у него притчи и ганания и словесе темна. Там же л. 283. л. 124. Глава 27. Послание о смирении к бывшему митрополиту Даниилу, уже извержен Данил с митрополии. Там же л. 291. л. 127 об. Глава 28. На Николая немчина, на прелестника и звездочетца. Там же л. 318.
– Глава 29. Толкование от псалма 102-го строка: обновится якоже орлу юность твоя. Там же л. 262. л. 128 об. Глава 30. Сказание о священном образе Спаса Христа, егоже называют Уныние. Там же л. 37. л. 129. Глава 31. Слово на безумную прелесть и богомерзскую мудръствующих, яко погребания для утопленаго и убитаго бывают плодотлителни и стужи и земных прозябений. Нач. Некий еллинский мудрец глаголет, видех тело утопленнаго повержено непогребенно и презрено, и не смел минути его.
л. 132. Глава 32. Послание к Николаю, многоученому немчину. Там же л. 192. л. 134 об. Глава 33. Сказание отчасти на 18 псалом. Там же л. 393. л. 137 об. Глава 34. Сказание о том, что под крестом на церкви, в немь же водружен аки месяц млад. Там же л. 37. л. 138. Глава 35. Слово на хулники пречистыя Божия Матери. Там же л. 270.
л. 143. Глава 36. Сия словеса сотворил есть инок в темнице, затворен и скорбя, имиже себе утешаше и утвержаше в терпении в 7040-е (1532) лето. Там же л. 349. л. 143 об. Глава 37. О том, како подобает входити во св. храмы Божии. Там же л. 247. л. 144. Другий перевод тех же строк, по собранию речей. – Тогоже. См. Оп. Рум. Муз. л. 377.
л. 144 об. Глава 38. Сказание, который убо во человеческом естестве перьвый грех. См. пред. № 200 л. 347. л. 145. Глава 39. Ответ к вопросившему, к кому, рече, преже всех с небесе грамота сослана бысть. Там же. – Глава 40. Сказание о венцах свадебных. Там же. л. 145 об. Глава 41. Сказание о том, яко не оскверняются святая николиже, аще и многа лета обладаемы суть градове от поганых. Там же л. 288.
л. 148 об. Глава 42. Сказание притчею сада о младом отрочищи, якоже глаголют родивый сына не умре. Нач. Четырми некими потребными силами всяко плодовито древо на лучше преспевает всегда.
– Глава 43. Сказание о струфокамеле и яице его. Нач. Струфокамил животное, обретаемо во странах ливисках, велик с собаку, криле у него кожаныя, тело голо, периа нет, ходит, а не летает, яице его велико, бело зело и гладко. Остальное тоже, что в пред. № л. 347, хотя и переиначено. л. 149. Глава 44. Сказание отчасти недоуменных неких речений в слове Григориа Богослова. Там же л. 379 также с изменением. л. 151 об. Глава 45. Слово на арменское зловерие. Нач. Арменскому зловерию от различных ересей сложену, трие вяще иных нечестивейши суть искуснейши.
л. 155 об. Глава 46. Ответы Християном противу Агарянех, хулящих нашу православную християнскую веру. Нач. Понеже часто случается вам стязатися с християноборцы Измаильтяны о благочестивей вере нашей.
л. 161 об. Глава 47. Слово противу лстиваго списания Николая немчина латынина. Нач. Господь и Бог и Спас наш Ис. Христос ко прочим многим спасителным завещаниом и повелениом своим, имиже и в них же наставляет нас верующих в него на путь всякаго твердаго и неблазненаго благоразумия.
л. 169. Глава 48. Сказание, еже како подобает известно блюсти исповедание православныя веры. См. № 200 л. 26. л. 171. Глава 49. Слово о неизглаголанном Божиим промысле благости же и человеколюбии, в немже и на лихоимствующих. Нач. Блаженный и чюдный пророк и царь богоугоден и предобрый Давид пресловутый, о немже речеся Богом: обретох Давида Иессеова мужа по сердцу моему.
л. 180 об. Глава 50. Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве. См. № 200 л. 385. л. 191. Глава 51. Словеса супротивна ко Иоанну Лодовику, толковнику свящ. книги св. Августина, епископа иппоньскаго. Нач. Въскую, о Лодовиче, Платона и Аристотеля и Плутина и ины некиа нечестивыя Еллины ничтоже истинно, ни боголюбезно мудръствующих и во множайшаих межи себе противящихся, приводишь достоверны свидетели показание счастиа и урочища. Разделено на 21 главу.
л. 198 об. Глава 52. Слово супротиву главам Самуила евреина. Разделено на 8 глав. См. № 200 л. 340. л. 201. Глава 53. Обличение глав Николаевых, поелику Бог помощь подаст сотворим, ихже изложи Николай немчин на правое богословие всесвятаго Духа, яко отвещахом тебе здравъствуй. Там же л. 306. л. 231 об. Глава 53 (bis). Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих, и о самовластии человеком. Там же л. 319. л. 248. Глава 54. Послание в некоему мужю (Георгию) поучително, на обеты некоего латынина мудреца. Там же л. 370. л. 252. Глава 55. Сказание о венце Спасове и о свитце, иже в руце Его, и о Богородицыне имени. Там же л. 422. В конце статьи отрывок: Из книги глаголемыя Суиды (о весах и монетах, см. Оп. Рум. Муз. л. 378) и седмь степеней человеческаго жития.
л. 254. Глава 56. Генадия патриарха костянтинополскаго, по наречению Скуралиса, диалог или беседование (с Магометом II). Впереди предисловие на книгу сию (перевод. с греч. каким-то учеником препод. Максима), в том сказании кратко о патр. Геннадие. См. Оп. рукоп. Синод. бил: № 191 л. 546 об. л. 263. Глава 57. Сие прение второе выписано из книги Дамаскиновы, в немже описуется гаданиа христианина ко Срацыном, ли Змаглитяном. Нач. Аще бы вопрошен был от срацынина, хто есть Христос, отвещай ему: Слово Божие, а не мни себе, иже бы еси согрешил.
л. 267. Глава 58. Божественнаго Иоанна Хрисостома Слово на пянтикостие о Святем Дусе. Нач. Многиа воистинну инакое благодати учасницы суть, и ныне Духа Св. во Его пришествию с небес до человек ныне зело с радостию ликуют.
л. 276. Глава 59. Св. отца нашего Василиа, архиеп. Кесарии каподокийские, речение. См. № 200 л. 431. л. 279. Глава 60. Нравоучение от беседы 29 еврейскаго посланиа. Там же л. 434.
л. 282 об. Глава 61. Нравоучение Златоустово от беседы 1-я еврейскаго послания, о Латынех, зело полезно. Там же л. 437. л. 285. Глава 62. Нравоучение от беседы 8-я еврейскаго послания. Там же л. 439.
л. 288. Глава 63. На Люторы. Нач. Рече Бог к Моисею: не сотвориши собе всяково подобия, а не рече Бог: да не сотвориши никоего подобия.
л. 292. Глава 64. Иеремия, милостию Божиею, архиепископ Костянтинаграда-Новаго Рима и вселенский патриарх. Разрешительная грамота Максиму греку. л. 292 об. Глава 65. Св. Максима исповедника. Нач. Несть согрешающему избежати будущаго суда без волных зде трудов.
л. 293. Глава 66. Главы поучителны (числ. 27) к началствующим правоверно. См. № 200 л. 225. л. 304. Глава 67. Какии речи рекл бы убо к Содетелю всех епископ некий, сожжену бывшу соборному храму, и всему двору его и всем имением и самому граду, и множайшим иным храмом и двором и людем, и проч. Там же л. 237. л. 310 об. Глава 68. Беседа души и уму, по вопросу и ответу, о еже откуду страсти ражаются в них, в томже и о божественом промысле и на звездочетцех. Там же л. 49. л. 325 об. Глава 69. Словеса душеполезна зело внимающих им, беседует ум к души своей. Там же л. 66. л. 344. Глава 70. На несытное чрево и безчисленных зол виновно иночествующим. Там же л. 88.
– Глава 71. На общую прелесть мечтаемых во сне сониих. Там же л. 88. л. 345. Глава 72. Словцо о том, яко промыслом Божиим, а не звездами и колесом счастиа всяческая устрояются. Там же л. 89. л. 353. Глава 73. Словцо о покаянии нелицемерном, в немже и о известном иноческом жителстве, дело полезно внимающим сему с верою. Там же л. 100. л. 365. Глава 74. Стязание о известном иноческом житии, лица же стязающихся филоктимон да актимон. Там же л. 111.
л. 377 об. Глава 75. Слово благодарьствено Господу нашему Ис. Христу о бывшей преславней победе на кримъскаго пса, предстательством Владычицы нашея пресв. Богородицы, при благоверном Вел. Князе Иване Васильевиче всеа Русии, вь лето осмыя тысящи четыредесят девятое. Там же л. 158. л. 383. Глава 76. Благовернейшему и вышьшему Царю и богохранимому Государю Вел. Князю Василию Ивановичю всеа Русии, иже во иноцех наименший Максим святогорский метание еже о Господе смирене творю. Там же л. 166. л. 393 об. Глава 77. Максим инок из Святыя горы, господину Феодору Карпу Ивановичю, радоватися. Там же л. 178. л. 405. Глава 78. Слово ответно к Николаю латынянину. Там же л. 194. л. 413 об. Глава 79. К Николаю латынину. Там же л. 205. л. 419 об. Глава 80. Слово о покаянии. Там же л. 214. л. 421. Глава 81. Сложение вкратце о бывшем пожаре тверском, таже и похвала обновлении церковнаго украшения, бывшаго боголюбивым епископом тверским Акакием. Там же л. 245. л. 423. Глава 82. Сказание противу глаголющих, яко плотьским совокуплением и рождьством хотяше множитися человеческий род, аще бы и не согрешали праотцы. Там же л. 286. л. 424 об. Глава 83. Сказание о Иуде предателе, на Аполинариа. Там же л. 282. л. 426. Глава 84. Словцо на хотящих оставляти жены своя без вины законныя и итти во иноческое житие. Там же л. 284. л. 429. Глава 85. Сказка, како знаменатися крестным знамением. Там же л. 281. л. 431 об. Глава 86. Сказание, яко не подобает отнюдь внимати глаголющим не быти прочее отнюдь им божественей литоргии и не поспевшим приити к чтению божественнаго Евангелиа. Там же л. 277. л. 434. Глава 87. Сказание о освящении воде назаутриа св. Богоявлений. Там же л. 279. л. 436. Глава 88. Слово учително, вкупе же и обличително прелести звездочетьстей, и утешительно живущим в скорбех. Там же л. 299. л. 440. Глава 89. Послание к некоему иноку, бывшу во игуменех, о немецкой прелести, глаголемей фортуне и о колосе ея. Там же л. 301. л. 443 об. Глава 90. Послание к некоим честным инокиням. Там же л. 293. л. 444. Глава 91. Слово воспоминателно о исправлении иноческаго житиа к некоим честным инокиням, и яко исполнение евангельских заповедей, се есть воистинну страх Божий. Принадлежит к пред. посланию. Там же. л. 451. Глава 92. Словеса, аки от лица пресв. Богородицы, к лихоимъцом и скверным и всякия злобы исполненым, а каноны всякими и различными цесньми угажати чающим. Там же л. 36. л. 452 об. Глава 93. Послание к некоему другу его, вь немже толкование некоих речений неудобь разумеваемых в божественом писании. Там же л. 251. л. 459. Глава 94. Сказание триех неких взысканий нужных всякому рачителю книжному. Там же л. 247. л. 464. Глава 95. Сказание ко глаголющим, яко во всю Светлую неделю солнце не заходя стояло, и того ради глаголют един день всю Светлую неделю. Там же л. 29. л. 465 об. Глава 96. Повесть самовидца бывша мучению некоего новоявленна мученика в гречестей земли. Там же л. 353. л. 467. Глава 97. Сказание к отрицающимся, на поставлении кленущимся своим рукописанием рускому Митрополиту и всему священному Собору, и проч. Там же л. 289. л. 467 об. Глава 98. Совет к Собору православному на Исаака жидовина волхва и чародея и прелестника. Там же л. 339. л. 469. Глава 99. Сказание о птице неясыти. Там же л. 347.
– Глава 100. Словеса возставлятелная к покаянию. Нач. Огнь присно изнуряя, червь и плачь непрестанен, и тма и мрак и страшен скрежет зубный ждет нас, душе беззаконно живущих.
л. 469 об. Глава 101. Похвалнаа епи о препод. Иоанне, нареченном Тревеликом. Там же л. 352. л. 470. Глава 102. Похвальная епи о блаж. Фомаиди, мечем убитей от своего свекра. Там же л. 352. – Глава 103. Похвалная епи о некоторой добропобедней мученици, ейже имя Потамиа, еже толкуется Речная. Там же.
л. 470 об. Глава 104. Похвалная епи кь некоему пречюдному мученику, егоже имя неведомо. Там же. л. 471. Глава 105. Состоит из двух строк.Там же л. 352 об. – Глава 106. Предисловие житию чудотворцов соловецких. Нач. Обновлениа почитати древний закон есть и добре уставлен, глаголет преизобилный во богословии Григорие. Большая часть его напечатана в Чтен. моск. Общества истории 1846 года л. 60. л. 473 об. Глава 107. Изъявление (псалмов) Максима инока Святыя горы. Нач. В первом псалме, но точию в законе Господни воля его.
л. 481 об. Глава 108. Толкование имян греческих и еврейских и римских (по алфавиту). Нач. Ангел-вестник, Агафангел-благий вестник, Агав-светел.
л. 487. Глава 109. Благовернейшему и боголюбивому Царю и Самодержцу всея Росии, преславному Государю Вел. Князю Ивану Васильевичу, нищей твоей Государев богомолец Максим инок из Святыя горы, смея и не смея низко челом бьет. См. № 200 л. 217.
л. 491. Глава 110. Сие слово несть мое, но Кирила иерусалимскаго. Нач. Боюся смерти, яко горка мне есть; боюся геены, зане бесконечна есть.
л. 499. Глава 111. Послание к некоему мужю поучително, на обеты некоего латынина мудреца. Тоже, что выше л. 248. л. 502 об. Глава 112. Пророчества Осиева – и других пророческих книг по порядку разныя выписки с приложением к некоторым толкований св. Отцев. См. Оп. Рум. Муз. л. 379. В конце отрывки Григория Богослова о нищелюбии. л. 520 об. Глава 113. Сказание строкы, глаголющиа: о свыше мира и спасении душ наших. См. № 200 л. 275. л. 522 об. Глава 114. Ко смеющим трищи глаголати аллилуиа чрез предания церковнаго, а четвертое слава Тебе Боже. Там же л. 274. л. 524. Глава 115. От Евангелиа еже от Иоанна. Там же л. 277. В непосредственной связи за сею статьею следует анаграмма (см. № 171 в конце) из Диоптры с объяснением оной. На 8 букв троесложных и 5 согласных препод. Максим придумал имена Карпофос, Ермиппос, Архиппос, а к числу предъявленному (т. е. 980, замечает он)нейдут; не вем, перевод ли руский описался, ли паки ми невежливо догадаемся, могий же просветити да просвещает. (Анаграмма эта была разгадана еще до Максима грека, см. № 191 л. 4). За сим следует о разделении алфавита на гласныя и согласныя, о складах и ударении, а в конце гл. 115 выписки блаженнаго И. Златоустаго о приносимей фимиаме толк и В. Василиа о томже. См. пред. № л. 399. л. 527. Глава 116. О Валтасаре царе вавилонском. Там же л. 402. л. 527 об. Глава 117. Сказание живущим во гресех неотступно, а каноны всякими и молитвами преподобных молящихся Богу по вся дни надеющихся спасение получити. Там же л. 403. л. 528. Глава 118. Сказание о присносуществене и о преславном рожении единороднаго Сына и Слова Божиа Господа нашего Ис. Христа. Там ж л. 401. л. 529. Глава 119 (краткая). Сложение быти было подписи на амвоне. К прочим изрядным и предобрым украшением храма сего божественнаго, ихже умыслил есть славный тверский епископ Акакей, и сим предобрым строением, о Боговидче Пророче, и ты Веселеил скинии первыя строителе, побеждени быша крепце.
– Глава 120. Речи аки от амвона ко восходящим на нем попом и дияконом. Там же л. 348. – 121. Иоанна Златаустаго о исходе души от тела. Нач. Попечемся, братие умом о том часе, прити бо имать, яко пламень паля.
л. 531. Глава 122. Послание к некоему князю, просившу у него, с чего пошло не ясти скоромно в понеделник день. Праведно судих малыми писмены разрешити тебе сицево недоумение. Там же л. 283. л. 551 об. Глава 123. Послание к некоему другу, седящу в темницы и просившу у него како избыти от искушениа сатанина бываему истицанию скверному во сне и о скоктании стужаемому и помыслов блудных и от малодушия. Там же л. 286. л. 532. Глава 124. Слово на потопляемых и погибаемых без ума богомерзским гнусным содомским грехом. Нач. Начало премудрости страх Божий.
л. 535 об. Глава 125. Послание Домника, архиеп. венетийскаго, еже посла к святейшему патр. великия Антиохии кир Петру.
л. 536 об. Глава 126. Отписание святейшаго патр. Петра к Домнику, архиеп. венетискому, противу писанию его посланному.
л. 544 об. Глава 127. Германа патриарха ко жестоковым Латыном поучение. Нач. Познавше убо, возлюбленнии, истинное православие, еже есть живот и просвещение душам нашим.
л. 545 об. Глава 128. Сие же исповедание Папы римскаго, еже принесоша ответници его нарицаемии фременурии ко святейшему патр. Костянтинаграда киру Герману, иже сами они записаша своими руками, множайшаго ради уверениа и непреложнаго ума их, при благочестивом цари Иоанне Ватаце.
– Глава 129. Отвещание святейшаго вселенскаго патр. кир Германа и священнаго его Собора посланным от Папы фременуром, иже с ними Латыном. См. Оп. Рум. Муз. л. 306, 307. л. 549 об. Глава 130. Повесть о воздвижении пресвятыя Богородицы хлеба. См. № 200 л. 397. л. 551 об. Глава 131. О Сивиллах, колико их есть было. Там же л. 416. л. 552 об. Глава 132. Послание к Селивестру попу. Там же л. 362. л. 553. Глава 133. Послание к Григорию диякону. Там же. л. 553 об. Глава 134. Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедскиа обители. Там же л. 17.
л. 556 об. Глава 135. Слово на Латынов, яко нелеть есть ни единому приложити что и убавити в божественном исповедании непорочныя христианскиа веры. Нач. Меда глаголют врачевстии сынове с естественою сладостию своею, и силу имети некую средне кусателну, такоже и очищателну.
л. 571. Глава 136. Слово обличително отчасти латыньскаго злословия, в немже и на Алманака, иже возвелеречева потопа всемирнаго быти, иже некогда поминаемых губителнейша. См. № 200 л. 330. л. 583. Глава 137. Послание к самодержавному Царю Ивану Васильевичю, еже не брити брады. Там же л. 354. л. 585. Глава 138. О Христофоре. Там же л. 358. л. 585 об. Глава 139. О просвирнице. Там же л. 347. л. 586. Глава 140. Послание к преподобному жителю, благоумну мужу Алексею, в немже повелевает и ко священноначалствующему о тафиях рещи. Там же л. 358. л. 587 об. Глава 141. Послание к самодержавному Царю Ивану Васильевичю. Там же л. 354 об. л. 589. Глава 142. Сия строки тояже Сивиллы о страстех Спасовых. Нач. В руках же беззаконных и неверных опосле приидет, дадут же Богу заушение руками поганными, и усты скверными плюновения ядовитна.
л. 589 об. Глава 143. Римские церкви толкование Господня моления, вопросы и ответы. Нач. Вопр. В молении Господьском колика прошения имеются? Отв. Седмь.
л. 590. Глава 144. Сказание против глаголющих, Христа во священство ставили. Нач. Первее убо от колена Левиина священники поставляхуся, а не от иного котораго.
л. 590 об. Глава 145. О правде и милости. См. № 200 л. 346.
л. 591. Глава 146. О веледушии и совете. Там же. – Глава 147. О покаянии. Тоже, что выше гл. 100, со вставкой об огне чистительном.
л. 591 об. Глава 148. С числом послание ко князю Петру Ивановичю Шуйскому. См. № 200 л. 357. л. 594. Глава 149. О покаянии. Повторение пред. главы 147.
– Глава 150. Толкование гл. 4 ирмос первыя песни. См. № 200 л. 346. л. 594 об. Глава 151. О Архистратиге, еще поруски воевода, какову ему быти во исправлении земском. Там же л. 346.
По листам (6–50) внизу: Сиа книга, глаголемая Максима грека святогорца, истолкованная его медоточными усты... (далее стерто) о православной вере, Християном наставнице, а на еретики обличителная. Ркп. сия написана по всей вероятности при архим. Феодосии в 1673 или 1674 г. г., когда, по воле его, переписаны были отличным уставом вкладная и кормовая книги, находящияся в ризнице. Слич. бумагу и почерк письма