Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №192. Диоптра Филиппа философа с прибавлениями

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Разные Богословские сочинения
  • Дата: XV в.
  • Кол-во листов: 297 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть.
    Прибавления:
    л. 161. Летописець о Бозе починаем. Нач. Бог преже всех век ни начала не име, ни конца, яко Бог силен. За тем: О потопе и о Нои. О языцех. О Моисии. О скрижалех. О Пророцех. О 7 вселенских Соборах, оканч. о Петре гугнивом и латинах. Статьи апокрифическия, исключая последней, составляют нечто целое.
    л. 182 об. Сказание о святом Ерусалиме. Нач. Се аз раб Божий Арсений смиреный дьякон Селуня града был есмь в Иерусалиме 17 лет. Не докончено. Издано в Сказаниях русскаго народа т. 2, кн. 8 стр. 75.
    л. 186. Книга глаголемая Василей Новый о Бозе починает, слово о преподобной Феодоре. Нач. В время то умре достопамятная Феодора, иже много преподобному служив, иже заматеревше в днех своих.
    л. 267 об. Правило cв. Отець, предсловье о покаянии. Нач. Подобно быти ерею смыслену, хитру книгам и трезву, умну. Предисловие к нижеслед. статьям л. 269–280, по слич. с Прав. Собес. 1860 г. стр. 350 сокращеннее.
    л. 269 об. Поучение попом Григориа Богослова. Нач. О попове, слуги Бога вышняго, внимайте себе и стаду вашему, якоже великий Дионисий глаголя. Послед. поучения также с заглавием: поучение к попом.
    л. 271. Иоанна Златаустаго. Нач. Иже человек имый ремество и лишиться его, может ли обогатети?
    л. 272. Афанасиа александрискаго. Нач. О пастыри, что сътворим, иже всегда мьзды вземлем, а делатели какоже есмы!
    л. 274. Слово cв. Иоанна Златаустаго. Нач. О прозвитере, который сан приял еси, и кий ти талант поручен есть, и что плод приобретаем Ему!
    – об. Григориа Богослова. Нач. О попове, что Богу отвещаем, аще порученое нам душа человечьскыа изгубим!
    л. 275. Иоанна Златаустаго. Нач. Помыслим, братие, что плод приобретаем порученным нам талантом!
    л. 276. Слово cв. Отець о расмотрении. Нач. Подобно вся с расмотрением творити, да не в невидении не погибнем и вотще труд нашь будеть.
    л. 277. Слово cв. Василия. Нач. Поп должен есть боле всего не имети гнева, ни гордыни.
    л. 279. Слово cв. Иоанна Златаустаго. Нач. Пакы же ты, о прозвитере и Христова стада пастуше, предстателю святей Его трапезе, возносяй молитвы к Богу о всем мире, хранись от пьянства.
    л. 281. Слово о деянии Давида царя. Нач. Бысть убо в дни тыи събращася иноплеменници и Саул изыде противу им с людьми Израилевы. Из Палеи. См. № 38 л. 188–190.
    л. 285 об. Се есть Царство Давидово книги 8. Нач. Яко слыша Давид о смерти Саули и повеле убити весть носящаго, оканч. о Сампсоне. Выписки оттуда же.
    л. 295 об. От апостолскых заповедий. Нач. Родися Господь нашь Ис. Христос от Девы в лето 5500, мес. декамвриа в 25, в пяток, в час 7. В конце: О Пророках и Пророчицах. См. № 2 л. 143.
    Впереди на белом листе: Книга Сергиева монастыря в маковце. Ниже другою рукою: Взято у Фоки Пелехова, – инока бывшаго около 1571 г. митрополичьим чашником.
    На обороте одним почерком с текстом ркп: Книга иже разумну сладость, а пемафурпу пе рпеки пишогкохе (с тарабарскаго: а не разумну не мнети ничтоже), у ты брате учися лей тпиче у мафурпа руфа и цощено ки щуцек (т. е. учися сей книге у разумна мужа и добро ти будет). На обор. конечнаго листа: А се книга княжя Ондреева княжя Иванова сына Васильевичя Ромодановъского