Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №190. Диоптра Филиппа философа, с прибавлениями

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Разные Богословские сочинения
  • Дата: 1418г.
  • Кол-во листов: 390 л.
  • Примечания: Полуустав, в четверть, заглавная заставка из перевитых кругов.
    л. 1. Предсловие Михаила Пселлоса книзе глаголемей Диоптра, нашим же языком нарицается Зерцало. Нач. Луче есть малое праведнику паче богатства грешных многа. Это вторая половина предисловия, как видно из послед. 4-хь списков, а первая, помещенная в конце книги между припиской переводчика и послесловием писца, нач. Елма всех творець и исписатель, иже богодохновенная писания списаша.
    л. 2. Стиси Конъстянтина некоего Ивеста о книзе глаголемей Диоптра, сиречь Зерцало. В конце анаграмма (см. № 171) и Списателеви стиси, отвещателни яве яко спротивляющимся.
    л. 2 об. Диоптра: Плачеве и рыданиа инока грешна и странна имиже спирашеся к души своей. Сочинена в 1095 г. (см. л. 119 об.), разделена на 5 слов или бесед души с плотию. В заключение послесловие сочинителя, к коему переводчик или переписчик присовокупил: Словеса убо писаная придоша в конець, уму же да не будеть когда приати конець. В любителех душепитателных словес кое убо когда будеть благых насыщение? В остальных 4-х списках за сим следует еще послесловие переводчика, в коем он говорит, что книгу сию глаголемую елинскою речию Диоптра нашею же, рекше рускою речию, Зерцало (№ 193 вм. рускою написано ростовскою) перевел по просьбе друга своего Зиновия. Вероятно на основании одинакаго чтения с № 193 ростовскою вм. рускою в Оп. рукоп. гр. Толст. отд. 1 № 7 прибавлено, что Диоптра переведена в Ростове.
    Прибавления, встречавшияся в предъид. рукописях.:
    л. 208. Блаженаго Афанасиа, архиеп. александрьскаго, к Антиоху князю, о многых и нужных възисканиих, иже в священных писаниих недоуменых и должных всеми христианы ведомым быти. Нач. Первие убо веровавше и крестившеся в Троицю единосущную.
    л. 251. Ответы Варсонофия Великаго. Нач. Ответ великаго старца Варсануфиа к Иоанну, каменю спадшю на нозе его и многу тому подвигшю болезнь и печаль.
    л. 271. Св. Василиа, епискупа амасийскаго, послание к некоему иноку впадшу в отчаание. Събрание от лет царьскых. Нач. Увы мне, что имам писати тебе, и что помысля на триех путех поверженный!
    л. 320 об. Наказание св. Илариона к отрекшимся мира Христа ради. Нач. К старейшому ми брату и Христову рабу убогый аз инокь и последний в братстве Иларион.
    л. 337 об. Тогоже св. Илариона поучение. Нач. Потщися, брате, паче всего без молвы Богу работати.
    л. 340. Повест св. отца Исаиа. Нач. Отець Исаиа поведа нам, глаголя, яко седящу ми некогда близ св. отца Макариа.
    л. 344 об. Главы божественнаго и духовнаго закона, числом 18. Нач. Храм Бога живаго, по гласу великаго Павла, есмы. В конце чьи-то вопросы с ответами, числом 4.
    л. 347. Препод. отца нашего Стефана фивейскаго заповеди к хотящимь спастися. Нач. Прежде всего требуемь целомудрие.
    л. 354 об. Исихиа презвитера к Феодулу словеса душеполезна о трезвении и добродетели главизны и начяло просвещениа души и истинно изложение, глаголемая отвещателная и молитвеныя главы, числом 200. Нач. Трезвение еть художство духовно.
    л. 207 об. Послесловие в конце диоптры: В лето 6926 (1418) списана бысть книга сиа, рекомая по елинех Диоптра, по нас же Зерцало, Святей Троици в Сергиев манастырь, замышлением игумена Никона, а рукою раба Божиа Иосифа, а кончаны б ыша месяца... (след. строка осталась не написанною, потом:) въкупе и въпроси и ответи Великаго Афанасиа александрийскаго. Вы же отци и братиа, аще ся где буду описал, и проч., обычное прошение исправить ошибки. Остальныя статьи, начин. с л. 251, писаны другою, но современною, рукою