Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №189. Книги преп. Нила Сорскаго, Петра Дамаскина, Симеона Богослова и других, с прибавлениями

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Отцы Церкви
  • Дата: Трет. четв. XVII в.
  • Кол-во листов: 624 л.
  • Примечания: Скоропись разных почерков, в лист.
    л. 1. Оглавление книги сея.
    л. 2–50. Книга Нила Сорскаго, состоит из оглавления, предисловия, 11 слов с заключением и трех посланий. Предание и завещание, что в предъид. № 188 л. 9–20, не писаны. (Лист 51 порожний).
    л. 52. Петра Дамаскина смиреноинока и пророка воспоминание к своей ему души, собра все от божественных писаний.
    л. 108. Книга Симеона Новаго Богослова. Порядок 22 слов сходен с № 182, остальныя статьи теже, какия под № 180 л. 82–104, но в другой последовательности.
    л. 180. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфриа пустынника, написано от Пафнотия мниха и анахорита. См. № 182 л. 261.
    л. 198. Мес. генуариа в 14 день, повесть Аммона монаха о убиенных св. Отец в Синаи и Раифе. Нач. Седящу ми некогда в смиренней моей келлии, во странах Александрии, в месте глаголемем Каново.
    л. 207 об. Мес. февруариа в 13, житие препод. отца нашего Мартиниана. Нач. Близ города Кесарии палестинския пустыня есть Ковчежное место.
    л. 217. Без надписи. Две повести из Патерика скитскаго, по оглавлению: Повесть о некоем великом отце именем Козма. Повесть о некоем отшелнице, впадшем в блуд и в нощь воскресения Христа Бога нашего прости его Бог за покаяние.
    л. 223. Главизны отца Макариа и прочих Святых. См № 183 л. 400.
    л. 231 об. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златоустаго Слово, како подобает чтения послушати и внимати. Встречается под предъид. № 188 л. 1, но заимствовано, равно как и след. статьи, из ркп. № 756 л. 1.
    л. 232, 237 об. Никона черногорца два слова 60 и 61 с темиже надписями, какия под № 756 л. 1 об. и 11 об.
    л. 242 об. Святейшаго патр. Констянтинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимателне седети в келлии с сущими своими послушники. Там же л. 19.
    л. 246 об. Препод. отца Филимона ошелника слово зело полезно. Там же л. 25.
    л. 255. Блаженнаго Диадоха, епископа Фотикии пирския Иллирика, Словеса постническа, главизн 100, пред ними же 10 предглаголем. Глав 67. Там же л. 64.
    л. 270. Нила постника главизны о молитве, числом 150. Там же
    л. 89.
    л. 278. Обители Купины иже в Синаи Филофея инока главизны трезвителны о хранении сердечном, числом 44. Там же л. 278.
    л. 287 об. Выписки из св. Отцев: В. Макария, св. Варсануфия, препод. Фаласия о догматох, Анастасия Синайскаго о сущем по образу и по подобию, Исихия пресвитера иерусалимскаго, Диадохово, Златоустаго, Николая всесв. патр. Константинаграда к проту Святыя горы, яко к чаду, В. Василия, От Зерцала о заповедех Божиих благоделающих нас и От Беседовника. Там же.
    л. 321 об. Препод. отца нашего Марка о гордящихся от дел правды, слово оглавлено. Глав 70. Там же л. 447. За сим опять небольшия выписки: Св. Афанасия, От Никона к Феодору падшему, От Патерика св. отца Евлогия, и проч. Там же.
    л. 334. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем и многоболезнующим монахом, трудолюбствующим во еже спастися, таже и к живущим в миру мужем и женам, о чювствех телесных и о душевных свойствех, иже во сне истицание по вещи и чрез вещь. Нач. Четырми делесы душа оскверняется монаху. Там же на конце, в рукописях встречается часто. (Листы 336 и 337 порожние).
    л. 338. Главы четыриста препод. отца нашего Фаласиа к Павлу презвитеру, имать же кааждо сотница краегранесие. Первое же краегранесие се: духовному брату и любовному кир Павлу Фаласие мнением убо молчалник, истинною же купец тщеславия; о любви и воздержании и вере по уму жительства. Нач. Любовь к Богу отнюдь претяженна.
    л. 353. Препод. отца нашего Касияна римлянина о расуждении. Потом 8 бесед о злых помыслах и о воспоминании смерти и проч. Там же № 756 л. 460–477.
    л. 372. Препод. отца Филимона ошелника слово зело полезно. Тоже, что выше л. 246.
    л. 382. Препод. Отца нашего Аммона поучения. См. № 185 л. 557.
    л. 386. Менандра Мудраго, научьшаго человека всему разуму. Нач. Человеку сущу человеческая смыслити. Стихов 147.
    л. 388. Выписки из творений и житий св. Отцев, между коими на л. 395 тогоже рукою написано: Первее типом изобразися в царствующем граде Москве лета от создания мира 7163, от воплощения же Божия Слова 1655 мес. иуниа в 23. Храброму во граде премирным победнику мира Лествица с делы благи православна готовой Христови тамо притекают, иже храбро мир лестный в мире побеждают. Тыя российск патриарх мира победитель, Никон с миром возводит в премирну обитель.
    л. 410. Патерик азбучный, без надписи и предисловия, начин. О авве Антонии и о прокаженном. Алфавит имен тот же, какой под № 701.
    л. 500. Патерик иерусалимский (?), Озаглавленный: Предисловие о житии и повести блаженных и святых Отец. Слов 17. Там же. По окончании Патерика прибавлено:Совершися сия книга декабря в 14-е.
    л. 598. Повесть зело полезна. Из Патерика скитскаго. См. № 756 л. 119 об.
    л. 603 об. От Зерцала, о заповедех Божиих, благоделающих нас, яже суть сия. Было выше, и в ркп. № 756 встречается дважды.
    л. 603 об. Слово душеполезно св. Макария египтянина. См. № 13 л. 2.
    л. 605. Слово Петра Дамаскина. Нач. Мали суть спасаеми, глаголет Господь, зане сладка являются им видимая, аще и горка суть.
    л. 608 об. Златоустаго толкование во еже Отче наш, иже на небесех. См. № 142 л. 143 и № 756.
    (Листы 611–613 порожние).
    л. 614. Без надписи. Нила постника главы о молитве, числом 150, теже, какия выше л. 270.
    (Листы 618–621 порожние).
    л. 622. Мелкие отрывки из творений отеческих.
    л. 623. Благодарственное слово Паисиа, митрополита газскаго, к Царю и Вел. Князю Алексею Михаиловичю всея великия и малыя и белыя России Самодержцу 7171 (1663). Нач. Седмь суть священныя одежды, в няже облачается архиерей, о боговенчанный Царю и Самодержче Алексие Михаиловичь, яже являют и седмь дарований Пресв. Духа. Благодар. слово Паисия Лигарида за подарок шелковой мантии, на русский язык переложено Арсением греком, который за перевод получил бархатную рясу. Обзор русс. духов. литер. 1859 г. § 225. Там же на стр. 171 сказано, что ркп. эта писана Сухановым; в настоящее время нет никакой приписи, вероятно, она утрачена при новом переплете. Ркп. действительно принадлежала Арсению Суханову († 1668), только письма его здесь очень не много, последняя статья писана самим Сухановым; он был восприемным отцем Лигарида при пострижении его (в Иерусалиме в монашество. См. Проскинитарион Арсения Суханова часть)