Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №185. Книги препп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Симеона Богослова, Исаака Сирина и Петра Дамаскина, с прибавлениями

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Отцы Церкви
  • Дата: 1425 г.
  • Кол-во листов: 565 л.
  • Примечания: Полуустав мелкий, в четверть, заставки (л. 1, 4) из перевитых кружков.
    Первая книга сходна с № 168, вторая л. 123 – с № 163, третья л. 210 – с № 180, четвертая л. 277 – с № 172, пятая л. 467 – с № 179.
    Перевод Лествицы по слич. с № 10 исправленный, одинакий во всех бумажных списках и с первопечат. изданием, Москва 1647; под № 158 кем то подвергнут еще исправлению в ХVІ веке, напр. в слове 5-м
    : пепел и жераток сверху надписано сажу вм. жераток; в 15-м: связавшему вишем на поле: лыком (в печат. ужем;) 28-е начин.молитва есть по тоя убо твору съсуществие и съединение человеку и Богу поправлено: молитва есть по своему убо существу съпребывание и съединение; в слове к пастырю:притяжи и ты, о чудесне, помазаниа, даниа,... безболезние, поправлено: пластыря вм. помазаниа и даниа, а вм. безболезние надписано: негнушение; слова в Лествице без толкований, за исключением немногих кратких примечаний в списке № 162. Перевод слов Исаака Сирина также не древний, одинакий с предъид. № 172–175 и с № 131 Синод. библ., судя по двум выпискам, представленным в Описании оной. Аввы Дорофея, Симеона новаго Богослова и Петра Дамаскина перевод тот же, какой в предъид. списках.
    Прибавления:
    л. 205 об. Иже в святыхь отца нашего Афанасья Великаго, патр. александрийскаго, Слово оглавлено в сотницу едину к заповедемь Божиимь всемь отвергьшиимся мира и хотящим спастися. См. № 169 л. 462.
    л. 208 об. Севириана епископа авалскаго о древе спасенаго креста, где обретеся и како бысть. См. 147 л. 373.
    л. 533. Наказание св. Илариона к отрекшимся мира Христа ради. См. № 174.
    л. 542. Тогоже св. Илариона поучение. Нач. Потщимся, братие, паче всего без млъвы Богу работати.
    л. 543. Повесть св. отца Исаии. Из Патерика, см. № 165 л. 275.
    л. 545 об. Главы божественаго и духовнаго закона. Нач. Храм Бога живаго, по гласу великаго Павла, есмы.
    л. 546 об. Препод. отца нашего Зосимы беседы душеполезны, списаны учеником Калистом, о ярости. См № 181 л. 316.
    л. 557. От учителства отца Аммониа к хотящим спастися. Там же л. 262.
    л. 562. Германа, патр. Цариграда, стиси добрейши к вине слезней хотящим непрестанно плакатися деаний неподобных. См. № 167 л. 207. На конце мелкие отрывки из разряда Патериков.
    л. 365 об. Послесловие: Источнику сущу на месте (№ 175: и богате воды точящу), кто жаждею истаеть, яве есть, яко не приходяй к нему. Сице и сиа книга источнику есть подобна: аще кто с усръдием разгнув прочтеть, напоить душю свою живоносныя воды и не въжаждеться в векы, якоже Господь к Самаряныни глагола. Писаны быша сиа книгы в лето 6933 (1425) в царстей обители Всесвятыя Троиця, в окрестных града Москвы, в потружени св. старця Сергиа игумена бывша тояжде обители, юже бе сам съставил. Преподобнаго ти молитвами Христе помилуй нас. При переплете книг 1836 г. припись эта на обор. конечнаго листа была заклеена белою бумагою и открыта недавно, уже после описания рукописей