Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №15. Мерило праведное

  • Рубрика: Рукописи пергаменные. Каноническое право
  • Дата: XIV в.
  • Кол-во листов: 348 л.
  • Примечания: Устав красивый, в четверть.
    л. 1. Отрывок толк. Псал. 81, 6–8; 71, 1. 2. Начало сей статьи (утрачено) см. в Обозр. Кормчей Розенкампфа стр. 219. На обороте киноварью: Который праведный судья, по достоиньству смотря, аки от степени на степень, от разума на разум и от силы в силу, смерть и живот в руце языка. Ниже изображение Спасителя (слиняло) в кружке, над коим шестиконечный крест.
    л. 2. Заглавие под заставкой
    : Сия книги Мерило праведное, извес истиньный, свет уму, око слову, зерцяло свести, тме светило, слепоте вожь, припутен ум, скровен разум, прикрут помысл, пастырь стаду, кораблю кормьник, волком ловець, татем пес, воронам сокол, нетопырем солнце, оку квас, червем соль (за сим три строки порожних), далее чернилами:
    Чин изящен всякому начинаемому словеси. Ищи от Бога начати и в Бозе кончати. Добро от Бога к Божию слузе начати Великому Князю (Василию). Поучение сие оканчивается словами: Не расея ли ны Бог по лицу всея земли? Не взяти ли быша гради наши? Не падоша ли сильнии князи наши острием меча? Не подведены ли быша в плен чада (на)ша? Не запустеша ли святыя Божия церкве? Не томими ли есмы на всяк день от поган? Си вся бывають нам, зане не храним Спасителя нашего заповедий. И кланяютися. Кирилла II-го митр. киевскаго. См. Обзор русс. духов. литер. § 52.
    л. 8 об. От премудрости Соломоня. Нач. Сыне, ты премудрость проповежь, да премудр тобе послушаеть. Избранные стихи, равно и под след. заглавиями:
    л. 10 об. Слово от Приточь. Нач. Сыну, отверзай уста своя словесем Божием, да разумееши извитья словес, притча темно слово, мудрых гадания.
    л. 11 об. Сказание от Псаломника, еже судити Божий сан есть и Бога единого достоин, сведено въкратце. Нач. Бог ста в сборе богом, посреде же богы расудить.
    л. 12 об. Тогоже, кому поручил Бог сан и суд свой на земли, царем и князем. Разумейте, яко се талант Божий прияли есте, да не леностнымь платом обив, небрежениемь погребете в мысленей земли сердця своего в своемь утешеньи, помните, яко должни есте и весте, что подъя скрывый талант, а тому было се неведомо. Нач. Боже суд твой цареви даждь и правду твою сынови цареви.
    л. 13. Тогоже Давида царя о Божиих судех и о собе по вся дни и нощи, дивяся радовашеся с боязнью. Нач. Аз же поставлен есмь царемь от него над Сионом горою святою Его.
    л. 14. Тоже Давид царь и пророк молит о собе и просит у Бога суда Его праведнаго, и проч. Далее: Тоже Давид ц. и пр. учит и претить, не на лиця судити, ни по мьзде, ни оклеветати.
    л. 15. От пророчьства Исаина. Нач. Тако глаголеть Господь: аз вьздвигох с правдою царя, велия волость его заступаеть судомь и правдою.
    л. 16 об. От Летописця. Нач. Яко Бог даеть власть, емуже хощеть, поставляеть бо царя и князя Вышний.
    л. 17. Слово от Исхода. Нач. Рече Господь к сыном Израилевым: Господь Бог вашь умножил вы есть.
    л. 18. Слово св. пр. Исаия к немилостивым князем и злым судьям. Нач. Сице глаголеть Господь Вседержитель: суд праведен судите, и милости и щедроты кождо искрьнему своему.
    л. 18 об. Слово о судьях и властелех, емлющих мьзду и не в правду судящих. Нач. Сице глаголеть господь: слышите судья земнии вси, да не оправдиши нечестиваго мьзды ради. Тоже, что в Кормчей № 205. л. 574 об.
    л. 18 об. Слово Сирахово на немилостивые князи, иже не в правду судять. Нач. Слышите князи и разумейте, внушите держащии власть. Там же л. 574.
    л. 19. Слово Амбакума пророка на обидящая и насильствующа. Нач. Видите обидливии, смотрите и чюдитеся чюдеси. Там же л. 575.
    л. 19 об. К судьям. Нач. Разумевай прямо доволно, твори же расуженьно не тщася, разумно послушати подобаеть. Там же, отрывок из слова св. Василия о судиях и властелех.
    л. 20. Слово св. В. Василья о судьях и о клеветах. Нач. Св. великий Костянъ(тин) рече. да будет же судия нелицемерен, ни богата стыдяся, ни нища милуя.
    л. 21 об. От Пчелы избрано, о клевете. Нач. Мужь лукав смятеть дружбу, посреде мирных клевету.
    л. 23. От Бчелы, о храненьи языка. Нач. Кто дасть устом моим хранило, а у мене суть ключа и печать.
    л. 23 об. О вдовах и о сиротах, да не обидите их. Нач. Всякоя вдовы и сироты не обидите, братье, да не разгневаеться на ны Господь. Тоже, что в Кормчей № 205 л. 523.
    л. 24. От Бчелы избрано, о законе. Нач. Корень всему добру закон Божий, всем словесным град и стена.
    л. 25 об. Иоана Златоустаго о цареве достоиньстве. Нач. Се есть царь истинен, иже въздержится от ярости и зависти и сладости.
    л. 27. От Бчелы избрано, о княженьи. Нач. Покаряйтеся всякой человечьстей твари Господа ради, царю яко владеющю.
    л. 28 об. О властелине. Нач. Иже възложити печаль власти на своего подручника, то дети и жены могуть створити.
    л. 29. От Пчелы о власти. Нач. Бещинье знаменаеть самовластие, чин же являеть владеющих.
    л. 30. От Бчелы о судьях. Нач. Подобаеть судьям не прилагати человеколюбья к законьному повеленью и горчее законьнаго суда быти.
    л. 31. От Бчелы избрано, о мьздоиманьи. Нач. Иже охвочь на взятие, аще не молвить, но лукавая мыслить, правды не смотрить, иманию работаеть.
    л. 31. От Шестоденьця избрано, о животнех. Нач. Бог прехитрый Творець всея твари и великий промысленник человеческому животу и спасению во всей своей твари... вложил всем ест(ест)венне норовы.
    л. 36. От книг Еноха праведнаго преже потопа и ныне жив есть. Нач. Слышите чада моя, преже даже вся не быша Господь постави века тварнаго и потом створи всю тварь. Тоже, что под № 205 л. 560 об. до перваго отрывка: Слово о том, еже судити Божия достоиньства есть. Издано по сему списку г. Тихонравовым в Пам. отр. лит. 1, 20–23.
    л. 38 об. Данила пророка суд о Сусане. Нач. Бысть мужь в Вавилоне, именем Яким и жене его имя Сусана.
    л. 41. Евангелие от Ивана. Нач. Исус иде в гору елеоньскую, заутра же паки приде в церковь и вси людие идяху к Нему.
    л. 41 об. От житья Ио(анна) Милостиваго. Нач. В велицемь граде александрьстемь на престоле посажену бывшю, се первое управление всем показа, призва строителя церковныя.
    л. 43 об. О исправленьи суда. Нач. Съпряжено есть еже правду познати истиньную, еже суд исправити.
    л. 45 об. Феодоритово о разсмотреньи всякого дела зла. Нач. Ведомо буди смотрящим дел человеческых добрых и злых.
    л. 46. Ивана Златоустаго. Нач. Слышах грехолюбця глаголюща: человеколюбець есть Бог, не мучить никого, а геоною претить страша.
    л. 46 об. От Пандекта, Слово 9, Антиоха черноризьця к Евъстафию патриарху, о мьздоиманьи. Нач. Закон рече: не исправи нечестиваго мьзды ради, ни возми мьзды, мьзда бо ослепляеть очи видящих.
    л. 47. Тогоже Слово 41, еже не осужати. Нач. Они тяготы облегчають, а мы в них место тяготы подъимаем и обретаемся себе осужающе.
    л. 48 об. Слово св. Епифания. Нач. Помышляйте, братье, глаголюща: не осужайте, да не осужени будете.
    л. 49 об. Слово Лествичное. Нач. Нашего разума ум несвершен весь и всякого неведения исполнь.
    л. 50 об. Слово св. Евагрия. Нач. Богови единому есть оправляти и осужати, ведущаго съставление комуждо и силу.
    л. 50 об. Тогоже о властелех. Нач. Поставил ли тя царь в кий сан или судью земли своей, ли строителя граду своему. См. № 205 л. 523 об.
    л. 51. Слово о гордости. Нач. Не имеи(м) мы того велика, еже нас человеци бояться. Там же л. 574 об.
    л. 52. От житья св. Епифания, право судити, не обиноватися на суд ни богату, ни убогу. Нач. Епифаний кюпрьский постави судью вещем церковным дьякона мниха, именем Савин. Там же л. 524.
    л. 52. Слово, како подобаеть тязатися пред Богом с насилники, иже обидять меншаго сде. Нач. Анастасий царь, впад в Евтухиеву ересь, изгна Илию, патр. Иерусалимьскаго и заточи и во Илу. Там же л. 523 с прибавлением в конце 17 строк.
    л. 53. От книг св. Василия Новаго, от видения Григорья. Нач. И паки призва Господь званиемь святымь своимь, иже одесную его отлучися сборище.
    л. 53 об. Наказанье от Апостола. Нач. Братье, не о собе кто честь приемлеть, но взываемый от Бога.
    л. 56. Павла апостола правило о властелех. Нач. Глаголеть Писание: властели яри суть и вина да не пьють, и упившеся забудут премудрость и право судити не възмогуть.
    л. 56 об. Петра апостола к Климемту римьскому епископу наказание. Нач. Петр верховний апостол рече Климови: подобаеть постящемуся человеколюбиемь подобитися Богу. После л. 56 одного листа недостает.
    л. 59. Св. Афанасья александрьскаго. Нач. Не осужайте, да не осужени будете, имь же судом судите, отсудиться вам.
    л. 60 об. Св. Макарья. Нач. Что судиши убийцю и любодею и гробы копающю, имуть своего учителя и судью паче.
    л. 61. Св. Анастасия о поставленьи властелем, яко не вся власти поставляеть Бог, всеми же и действуеть. Нач. Апостолу глаголющю: вся власти мирския от Бога учинены суть. Егда всяк князь и царь или епископ от Бога поставляется? За ответом следуют небольшия две повести и изречение Златоустаго.
    л. 62. Св. Василия. Нач. Корчемници твои месять вино с водою, а вино есть веселя сердце.
    л. 62 об. Наказание князем, иже дають волость и суд небогобойным и лукавым мужем. Нач. Рече Пророк: Боже суд твой цареви даждь и правду твою сынови цареву.
    л. 63 об. Семена, епископа тферьскаго († 1289 г.), наказание. Нач. Костянтин князь полотьский, нарицяемый Безрукий, у собе в пиру хотя укорити тивуна своего не о чемь, рече епископу пред всеми: владыко, кде быти тивуну на оном свете? См. Карамз. Ист. т. ІV, прим. 178. (Изд. в Ученых Записках II Отд. Ак. Наук, кн. V, стр. 66. Примеч. ред.).
    л. 64 об. От Еуангелия толкование Златоуста, како обидиму терпети, а не мщати собе и о смиряющих, яко Божия заповедь есть и мьзду тем выше всех добродетелий обечал, и проч. Нач. Слышасте, яко речено: възлюби ближняго своего и възненавидиши врага своего, и око за око и зуб за зуб, аз же глаголю вам: любите враги ваша.
    л. 67. От Бчелы, о Божие промысле. Нач. Господь рече: и волоси главы вашея вси изъчтени суть, бела и черна немочно приложити.
    л. 69 об. Оглавление статей, заключающихся во второй половине рукописи.
    л. 70. Разум о винах, слово 1, Афанасия александрьскаго к Евлогью потом Генадью и Васильево к Амфилофью. (Статьи сии написаны и на лицевой странице оглавления). Далее: Образ винам слово 2-е (в оглавл.: 1-е).
    л. 70 об. О послусех и о числе их. Нач. Костянтина памфилийскаго впрос. Оканч. статьей: Володимера князя суд о послушстве, см. ниже л. 237 об.
    л. 81. Различных Соборов о царих и о князех. Нач. Св. Апостол правило 84.
    л. 83 об. О епископех. Нач. Апостольское правило 55.
    л. 88 об. О суде епископ. Нач. В Антиохии Сбора (правило) 15.
    л. 91. О сборе епископ. Нач. Апостольское правило 37.
    л. 93. О власти епископ и о пределех их. Нач. Апостольское правило 34.
    л. 99 об. О причетницех. Нач. Апост. правило 17.
    л. 104 об. О лихвах. Нач. Апост. правило 44.
    л. 105 об. О мирьских людех. Нач. Апост. правило 22.
    л. 109 об. Григория Нусьскаго к Литою, мелетинскому епископу. Следуют: правила 5–7, затем: Иоанна, митр. русьскаго правило 16, 17 (Русс. Достопам. ч. 1. стр. 96, 97)и Ильи епископа новгородскаго правило 17 (Пам. росс. Слов. стр. 202).
    л. 110 об. В. Василия от послания иже ко Амфилохию. Нач. Правило 2.
    л. 114. Григория епископа Новые Кесарии в нашествие варвар. Правил 13. См. Оп. Рум. Муз. стр. 284.
    л. 115. О пределех межю епископы обращающихся от иноя веры. Нач. Карфагенскаго Сбора правило 117.
    л. 118. Избрание от закона Богом данаго Израилю тоже Моисеемь, о суде (и о правде). См. № 205 л. 450.
    л. 125 об. Царя Костянтина закон судный людем. Там же рядом.
    л. 130 об. От различных тител, рекше граний, Иустиньяна царя новых заповедей, глав по избранию различных. Там же срав. л. 208.
    л. 142 об. От книг божественых повелений божественыя кончины царя Иустиньяна. Правил 86. Там же л. 197.
    л. 165 об. Леон и Константин верная царя. Там же л. 526.
    л. 195. Новая заповедь благочестиваго царя Алексия Комнина. Там же л. 547.
    л. 198. Новая заповедь, бывшия от христолюбиваго царя нашего Алексия Комнина, мес. июня, индикта 7, в лето 6592, иже изложена бысть от Варды, хранителя полаты, перваго судью силнаго. Там же л. 549.
    л. 201. Въспоминание хранителя великаго стража Иоанна Фракисия, о немже и раздрешение изречено бысть царемь нашимь святымь, преждебывшия от него Новая заповедь о брацех, утвержающее повеление и нераздрешену быти повелевающю священыми молитвами бывшему обрученью мес. марта, в лето 6600. Там же л. 553.
    л. 208. Иустиньяна царя шестаго Сбора о взаконеньи монастырем. Срав. там же л. 232.
    л. 212. Изложение церковьнаго съединения при Костянтине и Романе, овому царствующю, овому же цареву отцю саном почтену, о поставленьи епископ. Срав. там же л. 226.
    л. 219. Сде известно разделение възбраненых браков и законьных (в оглавл.: О брацех расуженья). На л. 226: Ио(анна) митр. русьскаго правило 6 (Русс. Достоп. ч. 1. стр. 94); на л. 229: Ио(анна) митр. русьскаго о попадьях (там же стр. 99).
    л. 231. Закона городьскаго главы различны, граний 40 числомь, в 14 гранех о женитвах. См. № 205 л. 459.
    л. 331 об. О церковных людех, и о судех, и о десятинах, и о мерах городских, без конца. Срав. № 205 л. 428.
    л. 332. Суд Ярославль Володимеричи. Правда русьская.
    л. 338. Устав Володимерь Всеволодича.
    Русская Правда и Устав Владимира Мономаха напечатаны по сему списку г. Калачовым 1846 г.
    л. 344. Мелкия статьи: О власех. О растящих власы и красящихся ими. О пострижении брады. Почто повелено туго поясатися Апостолом и всем Святым? Въпрос Феодору Сикеоту, можно ли мыться после причащения св. Таин? О кресте иже на земли и на леду пишют. Офонасья мниха иерусалимьского о наузе и стреле громней. Вселеньскаго Сбора 6-го правило 62. Вселеньскаго 7-го Сбора правило 13, оба с толкованием. О 12 ветрах.
    Между л. 151 и 152, 154 и 155 по одному листу утрачено. Листа 215 по счету недостает, но по ходу речи и по числу листов в тетради, листы все целы, след. ошибка в пропуске цифры. Помета сделана снизу в прошлом столетии