Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.304/I №116. Апостол толковый с прибавлениями

  • Рубрика: Рукописи хлопчато-бумажные. Толкование Священного Писания
  • Дата: XV в.
  • Кол-во листов: 439 л.
  • Примечания: Полуустав разный, в четверть.
    Для заставки оставлено порожнее место.
    л. 1. Деаниа св. Апостол, съписана св.  апостолом и евангелистом Лукою. После сего заглавия следует свящ. текст, а после стиха 12: тлькование иже в святых отца нашего Ио(анна) Златаустаго и иных Святых. Нач. Почто ради Феофилу въспоминаеть Евангелие, яко да свое опасение покажеть.
    Толкование на Деяния Апостольския и соборныя послания; по окончании первых (л. 167) рукою писца, но гораздо мельче: мо[на]х Пахомио. Конец Деаниемь св.  Апостол и тлъкованиом, а по окончании последних крупным уставом: Конець с Богомь Апостолу и тлъкованиом.
    Прибавления:
    л. 267. Житие и жизнь препод. отца нашего Григориа Синаита, съписано святейшим архиеп. Константинаграда кир Калистом. Нач. Иже убо благыя мужя похвалам и славам хотети сподобляти и венця о них плести.
    л. 321 об. Нила по(стника) главизны о молитве, числом 83. Нач. Иже хощет благовонный фимиан устроити.
    л. 331. Иануариа в 27, Космы Веститора о пренесе(нии) мощий иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златаустаго. Нач. Слышася всяко вам, о христолюбивое торжьство и святолюбное събрание.
    л. 344. Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Констянтинаграда, Златаустаго, в начале Индикту. Слово 1-е. Нач. Чюдна православных тръжества.
    л. 347. Беседование солунскаго архиерея еже сътвори с Хионси (Евреи) и Туркы, съписано от врачя Таронита. Нач. Видите, яко почюдихомся истины силе, како посреде отметающих непобедима является. Оканч. Вся, яже написахом, самопослушателе быхомь, и яко Богу зрящу, яже видехом и слышахомь, написахомь. Упом. в числе книг ихже подобает чести и внимати: Беседование Григориа архиеп. солунскаго с Хионы и Турки. См. Оп. рукоп. Синод. библ. № 191 л. 641.
    л. 355. Житие и жизнь препод. и богоносн. отца нашего Сергеа, в немже имать и от божествных чюдес его, съписася от священноинока Пахомиа Святыя горы. Нач. Приидете честное и святое постник съсловие, приидете отцы и братие.
    л. 397 об. Служба, сент. 25, препод. Сергию радонежскому, (на поле л. 401 об.) творение священноинока Пахомиа.
    л. 412. Мес. септевриа 25, паметь препод. отця нашего Сергиа. Нач. Съй преподобный и богоносный отець нашь Сергие родися в граде Ростове.
    л. 415. Житие св.  Никона, ученика бывшаго блаж. Сергиа, сведено въкратце. Нач. Сей блаженый и богоносный отець Никон рождение имеше град Юрьев зовом. Творение Пахомия Логофета, см. Оп. рукоп. Царск. № 112 л. 142. И предъидущее краткое житие д. б. егоже.
    л. 421 об. Служба преподобному единому, – от находящейся в общей Минеи № 564 л. 83 отлична; помещена здесь вероятно для празднования памяти препод. Никона.
    л. 423. Служба, июля 24, свв. муч. Борису и Глебу. Последния две паремии теже, какия читаются и ныне, а первая под заглавием: От бытиа (4, 8–15) чтение, начин. Рече Каинь к Авелу брату своему: пойдеве убо на поле; и бысть повнегда быти има на поли, вьста Каинь на Авела брата своего, и уби его. Настоящия чтения вместо указанных под № 4 положены Пахомием Логофетом, которому ркп. принадлежала; и самая служба вероятно составлена им же. См. № 646 л. 357. Несообразности прежних паремий с другими, взятыми из свящ. Писания, не могли не заметить и Архипастыри наши, но оставляли без перемены конечно с целию – сильнее подействовать тем на враждовавших тогда Князей