Примечания: Устав в два столбца, в четверть.
«Златая Цепь» есть драгоценный памятник русской литературы ХІV в.; правописание чисто русское, без юсов, отличается словосокращением, напр. д, е, з, с, вм. добро, есть, земля, слово. Описание сей ркп. напечатано в Чтен. москов. истор. Общ. 1846 г. № 2, смесь, стр. 45. Заглавие: Книги глаголемыя Златая Чепь, на поучение ко всем крестьяном. Нач. Чада моя милая, первое имейте веру праву к Богу Отца и Сына и Св. Духа. Поучение сие заключает след. статьи: О посте. О суседе. О монастырех. О епископе. О попех. О князех. О друзех. О страсе. О челяди. О женьней смерти. О волхвах. О тайне. О снех. О смирении. О храборьстве. О рабех. О молитве. Вполне издано в Москвитянине 1851 г. № 6. стр. 119, отчасти в Исторической Христоматии проф. Буслаева 1861 г. стр. 477–482. Автор первой половины поучения – до статьи: о женьней смерти – Матфий епископ сарайский (ок. 1360 г.). см. при Духов. Вестнике Материалы для истории русс. церкви, 1862 г. т. 1. стр. 27–32. л. 7 об. Слово некоего отца к сыну своему душеполезно. Нач. Сыну мой, чадо мое, приклони ухо твое. Русское, напечатано в Москвитянине 1851 г. № 6.
л. 11 об. Слово св. отца нашего Евсевья, епископа александрьска, Иоана Предтечи в ад вшествие. Нач. Възлюблени, добро есть рещи, како есть благовещение Предтечи в аде. Встречается и в греч. рукописях, но доселе недознано, кто такой Евсевий епископ александрийский.
л. 19 об. Слово св. Иоана Златоустаго о пришествии Христове. Нач. Принесем убо с(лово) о пришествии Христове. Сомнительно, чтобы это было слово Златоуста.
л. 22. Слово некоего христолюбьца и ревнителя по правой вере. Нач. Якоже Илья фезвитянин заклавый ерея и жерца идольскыя, числом 300. Русское, часть его с вариантами издана г. Срезневским в Архиве Калачева кн II, ч. 1, стр. 103, а вполне г. Буслаевым в Истор. христоматии, стр. 519–525.
л. 26. Слово св. Денисья о желеющих поучение. Нач. Седящю некогда в своемь отишьи св. отцю великому архиерею Христову Дионисью. Автор – лице загадочное.
л. 28 об. Слово откровеньи св. отца нашего Григорья Богослова, о святей службе истолковано. Нач. Собрашася препод. отци к св. Григорью Богословьцю и чюдотворцю, глаголюще ему. Не может принадлежать Григорию Богослову.
л. 30 об. Слово о церковнемь сказание. Нач. Церковии есть земьное небо.
л. 34 об. Слово св. Василья толк ученичьскаго (священническаго) чина: что есть ерей и по коему желанию глаголеться священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихарь его, и проч. Нач. Епископ есть столп владычьства. См. Оп. Рум. Муз. л. 287.
л. 36. Воображенье о церкви. Нач. Что есть верх церковный? Глава Господня. Олтарь есть гроб Господень.
л. 37 об. Поучение правыя веры душеполезно. Нач. Придите братие и сестры, придите мали и велиции, придите попови и учители правыя веры. Русское, заме чательно по простоте выражения, издано с пропусками в Ист. христом. г. Буслаева стр. 483–485.
л. 41. Поучение св. Василья о житьи семь суетнемь. Нач. Лепо есть всякому человеку имети паче всякаго житья.
л. 43 об. Слово св. Отець о пьяньстве. Нач. Святии отци уставиша постныя дни по наученью Господню. Феодосия игумена киево-печерскаго, напечатано.
л. 45. Слово некоего старца о подвизе душевнемь и о пьянстве. Нач. Сице подобает кающемуся кроме жити единому. Русское.
л. 47. Слово Иоана Златоустаго, поучение ко всем крестьяном. Нач. Да не мозите мнети к нам точью беседуем, се бо с(лово) и к вам есть.
л. 49. Слово Иоана, архиеп. Костянтинаграда, како Адам създан и како душю взя. Нач. Добро и терпения плоди, и добре иже трудомь последують.
л. 53 об. Тогоже притча, яко не зазрети внешнима очима на сан и на лице человеку, но внутренима очима и нутреняя духовная зрети. Нач. Бе некто царь велик и славен з(ело), бысть шестовати ему на колеснице. Из жития свв. Варлаама и Иоасафа индийских, соч. I. Дамаскина. См. № 687.
л. 55 об. Слово тогоже. Нач. Мнози бо в пустынях и горах мысляще мирьская погибоша. Краткое и русское.
л. 56. Словое в пяток великый о страсти Христове. Нач. Сам Христос к другом глаголаше: един от вас предасть Мя. Мечь язвить тело, а с(лово) ум.
л. 57. Слово о Ветсемь законе и о Новемь. Нач. В лета и во дни Исаия пророка Иоас царь Израилев сон виде. Апокрифическое видение Иоаса царя израильскаго с толкованием.
л. 58 об. Слово о Вскресении Господни и о Светлой недели. Нач. В великую суботу вечер по обеднеи, рекше по вечернии, обедавше испивше, погребению Господню идут в церковь попове и дьяци. Пред концем говорится о стоянии солнца во всю Светлую неделю: Ведомо же буди всем, яко Светлая неделя один день есть. Въскресшю Исусу от 6-го часа нощи взиде солнце, и въшед стоя на въстоце яко с два дни, на полудни же яко три дни, на вечери стоя яко с два дни и осмый день зайде. Тем же и оттуду великый день т, и проч., а в самом конце сказано о даровании грешным покоя от мучений от пасхы до пентикостьи. Первое сказание о стоянии солнца, часто встречающееся в рукописях, Максим грек опровергает, как ложное (см. № 200. л. 29), последнее заимствовано из апокриф. статьи о хождении по мукам пресв. Богородицы. См. № 12. л. 30.
л. 60. Слово Иоана Златоустаго о посте. Нач. Егда хощеть князь прияти град противных, то переже отъемлют у них воду и брашна. Краткое и русское, издано в Христоматии г. Буслаева стр. 489.
л. 60 об. Тогоже о молитве. Нач. И се есть разно наше с Ангелы житие. Тоже русское, часть его издана там же стр. 490.
л. 61 об. Слово св. Василия. Нач. Рече Василий: праздников же не праздьнуйте объядением и пьяньством. Русское.
л. 62. Слово св. Григорья. Нач. Рече Григорий к Василью: се образ братолюбья. Русское.
л. 62 об. Слово Иоана Златоустаго на Благовещение архангела Гаврила св. преславней Богородице. Нач. Царьскых таин праздник честно празднуем днесь, братие. См. Оп. Рум. Муз. стр. 696.
л. 67 об. Стословец св. Геннадия, с надписанием: Еже убо имети правоверную веру, основа добрых дел есть, тем же от веры начнеться слово веры ради твоея написати ключь на спасение. Нач. Веруй во Отца и Сына и Св. Духа, в Троицю неразделну и несоздану. Напечатан в русском переводе в Приб. к Твор. св. Отцев 1845 года.
л. 76 об. Слово св. Иоана Златоустаго, како со страхомь стояти в церкви, послушающе пения. Нач. Се же глаголю к приходящим крестьяномь в церковь. Краткое и Русское.
л. 76 об. Слово св. отца Василья, поучение ко всем верным. Нач. Ангел Господень написаеть с(лово).
л. 77 об. Слово св. Иоана Златоустаго, поучение к верным. Нач. Слышасте ли любимици ангелову повесть великаго отца Василья глаголавша.
л. 78. Слово о церковнемь устроении, истолковано. Нач. Святительскый вход являеть первый вход Христов на землю.
л. 78 об. Слово препод. отца нашего Серапиона. Нач. Слышасте, братие, самого Господа глаголюща в Еуангелии.
л. 80 об. Тогоже Поучение. Нач. Многу печаль в сердци своемь вижю вас ради, чада.
л. 83. Тогоже Слово. Нач. Почюдим, братие, человеколюбье Бога нашего, како ны приводит к Себе.
л. 84 об. Тогоже Поучение. Нач. Мал час порадовахся о вас, чада, видя вашю любовь и послушание к нашей худости. Все сии четыре слова Серапиона, епископа владимирскаго († 1275 г.), напечатаны в Приб. к Твор. св. Отцев 1843 года.
л. 86 об. Слово на Въскресение Господа нашего Ис. Христа. Нач. Въскресе Господь в третий день, жизнь мирови даровав.
л. 88. Слово св. Петра (Дамаскина) о временнемь семь житьи. Нач. Въздьбни душе, хотящия взискати себе добра в сем житьи.
л. 90. Слово св. отца Василья о посте, поучение. Нач. Васильи рече: помните слово Исаия пророка: не такого поста избрах, глаголеть Господь. Русское.
л. 92. Слово о скороминувшемь сем житьи. Нач. Бе не в коем граде царь з(ело) благ, и кроток же и милостив. Кирилла, епископа туровскаго, дважды издано по сему списку: 1) в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 79 во втором столбце; 2) с вариантами в Истор. христом. г. Буслаева стр. 499-503.
л. 94. Слово св. Ефрема о мирьстей суете. Нач. Уже время наводит ны на дело вечнаго живота. Напечатано в Правосл. Собесед. 1858 г. под именем Серапиона епископа владимирскаго.
л. 94 об. Слово и поучение к попом. Нач. Слыши иерей, сборе преподобный, к вам ми с(лово). Напечатано в Приб. к Твор. св. Отцев 1843 г. под именем Кирилла II, епископа ростовскаго.
л. 96 об. Слово о посте о Велицемь, и о Петров е говеньи и о Филипове. Нач. Послушайте братие и сестры и чада и вси старии и унии, и вси вернии писанья о посте. Русское, в средине коего сказано: Та бо есть неделя (Светлая) один день, егда Христос въскресл, тогда солнце стояло не заходя всю ту неделю. Тем же вернии чисто держать неделю ту. О сем см. выше л. 58.
л. 102. Поучение в неделю о мытари и фарисеи. Русское, см. № 9 л. 1.
л. 103 об. Неделя преже мясопустья, о блуднемь сыну. Слово русское, см. там же л. 2.
л. 105. В неделю мясопустья, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 4.
л. 107. В неделю сыропустья, Поучение русское, см. там же л. 6.
л. 109. В неделю 1-ю поста, Поучение Иоана Златоустаго. Русское, см. там же л. 14.
л. 111 об. Тогоже Слово, Поучение в 2-ю неделю. Русское, см. там же л. 16.
л. 113 об. Поучение в 3-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 18.
л. 115 об. Поучение в 4-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 20.
л. 117. Слово Иоана Златоустаго в 5-ю неделю поста. Русское, см. там же л. 26. Разбор поучений на дни воскресные в. поста и на предшествующия ему недели см. в Приб. к Твор. св. Отцев 1858 года.
л. 119 об. Слово на Вербници великаго Антиоха ерусалимьскаго. Нач. Велика и ветха скровища, дивно, радостно виденье. Кирилла туровскаго, см. № 9 л. 32; издано по сему списку в Рукописях гр. Уварова т. 2, вып. 1, стр. 3 во втором столбце.
На лицевой странице перваго листа другим почерком: Сия к(н)ига Афонасья Горина Златая чепь