Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.256 №93. Дионисия Ареопагита творения с толкованиями святаго Максима [Исповедника]. Переведенныя с Греческаго [языка] монахом Афонской горы Исаиею в 1371 г.

  • Рубрика: Русские и славянские рукописи Румянцевского музея
  • Дата: Кон. XV в.
  • Кол-во листов: 357 л.
  • Примечания: Полуустав. В 4-ю долю листа. Начинается предисловием переводчика. После сего исчислены, в особом заглавии, все содержащиеся в рукописи творения Дионисиевы следующим образом: "Главы книгы святаго Дионисиа Ареопагита о небесном священноначалии главизн 15; о Божественных именех главизн 13; о церковничьском священноначалии главизн 7; о тайнствнем богословии главизн 5. Посланий десят: К Гайю 4; к Дорофею 1; к Сопатру 1; к Поликарпу 1; к Димофилу 1; к Титу 1. к Богослову Иоанну Иевангелисту 1". За сим присовокуплено еще несколько строк изъяснения о расположении книги, а потом "предисловие" (прп. Максима Исповедника), в коем изложены исторические сведения о св. Дионисии и об Ареопаге, с толкованиями на оное неизвестного. С л. 11 рукописи начинается книга "о небесном священноначяльстве", глава 1 и т. д. Каждое отдельное сочинение или слово предшествуется особым оглавлением. От л. 300 об. начинаются послания Дионисиевы, предшествуемые равномерно оглавлением и сопровождаемые толкованиями. На л. 335 об. толкование прп. Максима Исповедника в конце дополнено из Парафрасиса Пахимерова от слова: "Якож назнаменал ес[ть] Иринеи святеиши в яже на ереси книзе своей пятои" и т. д. На том же обороте листа присовокуплено: "Изящнаго в философех кир Феодора Педиасима о еже коя ради вины о главах святыим венци вьчиненни бышу писатися". От л. 338 до конца рукописи следует: "Месяца октября в 3 день мучение святаго Дионисиа Ареопагита епископа Афиньска (описанное Мефодием, или по другим показаниям – Митродором, и начинающееся словами: "по блаженнем и славнем Вскресении Господа нашего Иисуса Христа" См. Т. 2, С. 242 печатного издания, указанного в примечании)