Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.256 №35. Выписки из рукописных книг Новгородской Софийской библиотеки

  • Рубрика: Русские и славянские рукописи Румянцевского музея
  • Дата: Перв. четв. XIX в.
  • Кол-во листов: 60 л.
  • Примечания: Бумага – 1812, 1813, 1816, 1817 гг. Содерж.: Л. 1: Кирика Диакона и Доместика Новогор[одскаго] Антониева монастыря "Учение имже ведати человеку числа всех лет". Напеч.: Труды Общества истории и древностей Российских. Ч. 4. С. 122–129. Сочинение выписано из бумажного сборника Софийской б-ки в 4-ю долю листа, под № 475, проходило через руки многих переписчиков, изменивших подлинник 1136 года как в правописании, так и в некоторых числах. К этой выписке приложены некоторые соображения прот. Гомельского о. Василия Григоровича с историческими выводами из летописей о том, что наименованный здесь Кирик не есть одно и то же лицо с Кириаком, игуменом Юрьевского монастыря; Л. 7: Послание В[еликого] К[нязя] Василия Васильевича к Патриарху Константинопольскому и отрывок путешествия из Феррары в Рим. Более подробно см. Осн. опись: Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума / сост. Александром Востоковым. СПб., 1842. 899 с.; Л. 18: "Рукописание Данила Епископа" (Владимирского и Берестийского), в котором он приносит покаяние в том, что принял поставление от Исидора Митрополита и представляет Митрополиту Ионе свое исповедание веры. Писано 6960 (1452) г. Индикта 15 Окт. 28; Л. 20: "Сказание летом вкратце". Летосчисление от Адама до побоища на Калке, о бывшем в 6739 г. землетрясении и гладе, и другие происшествия до 6912 г., а под 6913 хождение Игнатия Смолянина в Святыя места и плавание его с Пименом Митрополитом в Царьград. Затем под 6898 г. о брани Андроникова сына Калоана с Мануилом Царем; под 6900 г. о царском венчании Мануила; Л. 31: "Сказание чего ради Великаго Новагорода Архиепископы на главах своих носят белые клобуки и таже и прочыя Митрополиты и Епископы"; Л. 35: "Исповедание въкратце како и коего ради дела отлучишася от нас Латини, и извержени быша от первенства своего и от книг поменных идеже пишутся"; Л. 37: "Пророчество Зосимы Соловецкаго и Марфе Посаднице". По получении в Соловецком монастыре известия о взятии Новагорода В[еликим] Кн[язем] Иоанном, о казни знаменитейших бояр и о ссылке Марфы "с сыном ея Феодором и дщерьми и внучатами, в Новгород Нижний, – вспомянуша же иже ту бывшии о видении раба Божия Зосимы, иже видение в дому пиршества оноя Болярыни Марфы, им же седящим за трапезою а глав не имущим, имже бысть кончина в свое время, и пророчество старчее иже о запустении дому ея, и рече егда изгнан бысть от лица Марфы онои Болярыни и не проходим дом ея бысть наследники ея даже и до днесь по пророчества старца Зосимы"; Л. 38: "Описание церквей Новгородских". Описание это сделано, по-видимому, в XV или в нач. XVI в; Л. 41: Страдание В[еликого] Кн[язя] Михаила Черниговского и Болярина его Феодора; Л. 46: "О убиении Царя Бытыя Злочестиваго"; Л. 48: "Список со учительные грамоты Преосвященнаго Ионы Митрополита Ростовскаго и Ярославьского [161] года"; Л. 55: "Послание преосвященнаго Феодосия Новгородскаго". То самое послание, напечатанное в: Древняя Российская Вивлиофика. Ч. 14. С. 167 с маловажными разнословиями, происшедшими от ошибок писцовых. Далее Отрывок послания Митрополита Фотия в Псков и запрещении идолопоклоннических игрищ в день Рождества Предтечи; Л. 60 об.: "Повесть из книги называемой свиток под № 335 о пришествии старца Сергия на Валамов остров"