Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.256 №152. Житие преподобного Кирилла Белоозерского, сочиненное Пахомием Иеромонахом и предшествуемое Каноном преподобному, а потом два жития и сказания о чудесах святых мучеников Бориса и Глеба, из коих первое сочинено Нестором

  • Рубрика: Русские и славянские рукописи Румянцевского музея
  • Дата: 1551 г.
  • Кол-во листов: 191 л.
  • Примечания: Полуустав и скоропись. В 4-ю долю листа. Содерж.: до л. 17: Канон прп. Кириллу, без начала; Л. 18: "Месяца июниа в 9 житие и подвизи преподобнаго отца нашего игоумена Кирила, иже на Белом езере пречистен монастырь поставльшаго Пречистыя Владычица нашеа Богородиця честнаго Ея Оуспения, и внем опщоежитие съставльшаго. Благослови Отче. Иеромонах Пахомие Святыя Горы. Понеже оубо о нем великиим и божественыим моужем"; Л. 99: "Похвала преподобнаго отца нашего чюдотворца Кирила, иже на Беле озере, и от чюдес его споведание" (не окончено); Л. 109 об.: "Списана лета 7063-го в Новегороде в Свияжском ис Палеи книги изо кнеж Ивановы Костеньтиновича Сисеева, чтенье о житии блаженнюю стратерпицю Бориса и Глеба"; Л. 110: "Месяца июля в 24 чтение о житии и о погубленьи блаженнюю стратерьпицю Бориса и Глеба. Господи благослови Отче". В описании рукописей графа Толстова (отд. 1 № 292) на стр. 188 показано: "Слово о житии и о погублении святою мученику Бориса и Глеба" с вопросом в скобках: "Не Несторово ли?" Язык в сем сочинении древний, принадлежащий веку Несторову, но рассказ витиеватее и многословнее того, который в летописях. Он еще более наполнен набожными размышлениями, молитвами и примерами из Священного Писания; Л. 124 об.: Посланные на убиение Глеба "имше корабль ключи и привлекоша к себе". Ключи значит здесь, как видно, баграми; Л. 133: "Архиепископп же... постави попы и дьяконы (в церкви Св. Мученик) и повеле им пети... вечернюю и заутреннюю, и Святую Литоргию по вся дни дни служити, и постави им стареишину..."; Л. 140: Похвала св. мученикам; Л. 144: "Сказание страстотрьпцу святою мученику Бориса и Глеба. Господи благослови, Отче". Это сказание местами сплошь выписано из Временника Несторова. Язык древен; Л. 172: "Сказание о чюдесех святую стрьпцу Христову Романа и Давида". Совершенно сходно с напечатанным в Степенной книге, только не окончено