Ф.212 №54. Сборник посланий протопопа Аввакума, диакона Феодора и др. статей

  • Рубрика: Собрание рукописных книг Олонецкой духовной семинарии
  • Дата: Сер. – втор. пол. XVIII в.
  • Кол-во листов: 158 л. (I-II + 156)
  • Примечания: Полуустав разных почерков. Рукопись составная, сер. XVIII в. (л. I, 1– 32, 42–59, 154–156) и втор. пол. XVIII в. (л. 34–41, 60–153). Л. 37–43, 97–99, 111, 155, 156 чистые. Послания протопопа Аввакума писцом не разделены, написаны вместе без заглавий. "Послания протопопа Аввакума на крестоборную ересь" на л. 7 прерывается, продолжается на л. 8, причем первая строчка написана киноварью в виде заголовка. Ранее рукопись находилась в Музейном собрании (ф. 178) под № 1808. Содерж.: Л. 4–18: Послание протопопа Аввакума на крестоборную ересь. Текст послания в основном совпадает с печатным (см.: Субботин Н. Материалы для истории раскола. М., 1879. V. С. 256–280). Небольшие пропуски ссылок прот. Аввакума на Евангелие. В конце отсутствует текст о "Кресте Христове". Л. 18–22: Его же послание о иноческом чине. Текст послание в основном совпадает с печатным (см.: Там же. С. 282–291). Отсутствует первый абзац-предисловие к посланию. Л. 22–24: Его же. Послание о иконном писании. Текст послания в основном совпадает с печатным (см.: Там же. С. 291–297). Отсутствуют две последние фразы. Л. 24 об. – 29: Его же. "Книга всем горемыкам миленким", со слов: "Благодать Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа со всеми вами, любящими Святую Троицу...". Текст в основном совпадает с печатным, с некоторыми отступлениями (см.: Там же. С. 231–239). В рукописи отсутствует первый абзац начала. Нет имен лиц, к которым обращается Аввакум, кроме Акинфии, изменен конец. Л. 29–31: Его же послание к некоей Маремьяне Федоровне. Текст послания целиком совпадает с печатным (см.: Там же. С. 195–200). Л. 31 – 32 об.: Его же Беседа о наятых делателях. Два отрывка. Первый отрывок содержит краткое изложение толкования прот. Аввакума на текст Евангелия о милосердии Божии. Второй – краткое изложение толкования на текст евангельской притчи об Аврааме и Лазаре. Содержание толкований сходно с опубликованным (см.: Н. Субботин. Материалы для истории раскола. М., 1879. Т. 5. С. 379–380, 386–387). Л. 33 – 36 об.: О познании антихристовой прелести. Сочинение бывшего Благовещенского собора диакона Феодора Иванова. Текст совпадает с опубликованным (см.: Н. Субботин. Материалы для истории раскола. М., 1881. Т. 6. С. 81–85). Л. 44 – 55 об.: Послание десятое Мелетия, патр. Александрийского, к князю Василию Острожскому о сохранении истинной православной веры. Текст совпадает с печатным (см.: Послания Мелетия Александрийского Василию Острожскому. Острог, 1598). Л. 56 – 59 об.: Толкование о несущих свой крест вслед за Христом, об объявлении своих грехов только Христу и о приходе Христа, со слов: "...тако же брани и войны никто не воставляет, яко же сам Господь глаголет...". Л. 60–75: "Чин бываемый на разлучение души от тела внегда брат изнемогающ". Л. 76–96: "Чин бываемый на погребение человеком". Л. 100–110: Канон общий, "поем за упокой по вся суботы". Л. 112–153: "Чин исповедания православным и всем християном"