Ф.113 №571. Сборник, из нескольких отрывков. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник правил соборных, апостольских, отеческих, житий, повестей, слов и др.

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: 1-я пол. XVI в.
  • Кол-во листов: 258 л. (I + 248 л. + л. 120а + л. 131а-е + л. 144а + л. 186а)
  • Примечания: Рукопись составная. Б. зн.: л. 148,149 – Лихачев № 1375 – 1509 г.; л. 166, 168, 169 и др. – Лихачев № 1500 – 1522 г.; и др. знаки. В тексте на л. 174 об. дата – 1522 г. Иная датировка по Осн. описи (иером. Иосифа): XV и XVI века. На листах 178 об.–181 об. почерк Фомы Шмоилова. В четвертку. Полуустав и местами скорописью.
    Содерж.: Л. 1–10: Повесть о Темир-Аксаке. Л. 10 об.: Св. Афанасиа поучение попом. [См. ф. 113 № 159(523), л. 89]. Л. 11 об.: Слово св. Василия. [Там же, л. 97]. Л. 13 об.: Поучение к попом Иоанна Златоустаго. [Там же, л. 101]. Л. 14 об.: Слово св. апостол о церковном приношеньи. Л. 16 об. – 44: Правила апостольския, соборныя и отеческия. Л. 37 об. – 38: Поучение Петра митрополита о вдовых попах. Отрывок. Л. 38–44: Вопросы и ответы о разных случаях пастырской практики. Изданы по данному тексту (см.: Русская историческая библиотека. СПб., 1880. Т. VI, № 124). Л. 45 об.: Мес. маия в 21 день, память благовернаго царя Констянтина и матери его Елены. Нач.: В лето 7-е отнележе царствующю Коньстянтину царю правоверному, събрашеся множество супостат. Л. 53: Мес. генваря 1 день, слово св. великаго Василия Кесарийскаго. Нач.: В лето 5900 (392), мес. февраля 29, бысть во граде Кесареи св. Василей нача литургию творити. Л. 57: В понедельник, вторник и среду Страстныя недели слово св. Ефрема Сирина о прекрасном Иосифе, како продаша его братиа зависти ради и како царствова в Египте. [См. ф. 113 № 113(435), л. 218; № 124(464), л. 443]. Л. 80: Мес. сентевриа в 25, преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Нач.: Сей преподобный и богоносный отец наш Сергий родися во граде Ростове. Л. 80–84: Житие прп. Сергия Радонежского, проложной редакции. Л. 84–93: Мес. октября 2 день, слово о св. Андреи юродивом (разделено на пять чтений). Нач.: При Лве велицем цари бе некто в Констянтинеграде муж славен, именем Феогност. Л. 93 об.: Мес. ноября 16, память преподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлама Ноугородцкаго чюдотворца. Нач.: Сей преподобный отец наш Варлам родися в великом Новегороде. Л. 99: Месяца ноября 18, преподобнаго отца нашего Иоасафа пустынника, сына Авенира царя. Нач.: В Ефиопьстей стране глаголемей Индейстей, въста царь богат зело. Л. 99–104: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Л. 104: Грамота Германа, патриарха Иерусалимскаго, присланная Макарию архиепископу Новгородскому чрез царя Ивана Васильевича с двумя Иерусалимскими старцами, в лето 7049 (1531), на двух языках Греческом и Русском. Л. 106 – 108 об.: Описание приема в 1541 г. архиепископом Новгородским Макарием старцев Константинопольского патриарха Германа: Арсения и Дорофея. Л. 108 об. – 109 об.: Описание ворот в Иерусалиме и легенда о том, как затворил их Христос «своима рукама», когда шел «на волную страсть». Без начала, со слов: «…да древо тех ворот, что от Святая святых, кедр зовомо…». Л. 110: Слово св. Василья о неподобном языце. Нач.: Языче, погубителю мой, супостате правде моей, друже сатанин. Л. 113–120: Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря: Марфы и Марии. Апокриф. Л. 120 – 120 об.: Сказание о создании Соломоном церкви Святая святых по завету Давида. Апокриф. Без конца. Л. 121: Нужно есть от многых св. Георгия изрядных чюдес две или три воспомянути, и тако изъоставити слово. Нач.: В странах Сирийскых бяше град нарицаемый Оравлие (статья писана уставом). Л. 132: Предание уставом иже в внешней стране пребывающим иноком, рекше скитяном, о келейном трезвении и кажадневном пении. Л. 140 – 144 об.: Предание и Устав прп. Нила Сорского. Отрывки. Л. 142: Сказание главам. Л. 143: От писаний св. отец о мысленном делании, что ради нужно сие и како подобает тщатися о сих. Предсловие. Л. 145 – 160 об.: Чин избрания и поставления в епископы. Текст использован при издании – см.: Русская историческая библиотека. Т. VI. СПб., 1880, № 52. Текст чина (не полностью) писан вторично на л. 170 – 177 об. Л. 161: Видение великаго Пахомия. Нач.: Тъже пребысть на месте некоем, на немже молитвы обычай имеше Владыце приносити. Л. 164: Великаго Макариа (два отрывка). Л. 165: Притча св. великаго Макария от глав его, много красно о св. евангелии и апостоле. Л. 166: Правила с толкованием. Л. 170: Устав, како достоит избирати епископа (то же что и выше на л. 145, кроме рукоположения). Л. 178.Св. Вселенскаго иже в Никеи перваго събора правило 5-е с толкованием. Л. 179: Св. Анастасия Синайскаго о причащении. Нач.: Вопрос: Аще добро есть всегда причащатися святых и животворящих Таин. Л. 182–186: Правила и отрывки из Маргарита и Криницы. Л. 187: О еже с всякым тщанием хранити игумену и не презирати в уставе положеннаа вся, и еже не пребывати ему вне монастыря, кроме великыа нужда и не нерадити ему о преданных ему душах. Л. 192–216: Правила соборныя с толкованием. Л. 217: Книга притчей Соломоновых (окончания недостает)