Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.113 №523. Сборник. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник поучений, канонических правил, житий и повестей

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 350 л.
  • Примечания: В четвертку. Полуустав.
    Содерж.: Л. 1 – 1 об.: Сказаний о 16 пророках (без начала). Л. 2: Дорофея, епископа Турскаго, о двунадесяти апостолех. Нач.: Петр рачитель Христов многи Юдея обрати к крещению. Л. 4 об.: Толк апостолстей съборней церкви. Л. 7: Толк божественыя службы. Л. 24 об.: Св. Василия толк священнический чин, что ерей, почему глаголется священник, что острижение главы его. Л. 28 об. – 33 об.: «Поучение к попом», приписываемое Леонтию Ростовскому. Л. 34 об.: Правило 6-го събора, с толкованием. Л. 38: О Аронях ризах, и о скимнем образе, и о стихари, и о поасе, и о подире, о обедах, и о ефуде, и о ризе, и о мети, и о кедри. Нач.: По створении же скинии соготоване бывше жертве. Л. 41: Разум о сложении обою закону: Христова ерейства и скимнаго образа. Нач.: Послушай ап. Павьла, глаголюща к Галатом: посла Бог Сына Своего, ражающагося от жены. Л. 45 об.: Правило ереом, иже не облачаются в священныя ризы или неразумьем или гордостью или леностию. Нач.: Стихарь есть правда, а фелонь истинна. Л. 50: Правила 70 св. апостол и шестаго събора иже в Труле полатнем. Л. 51: О острижении брады. Нач.: Что же острижение брады, не писано ли есть в законе: не постригаете брад ваших. Л. 51 об.: Яко не подобает жену звати госпожею, толкование Козмы Халкидонскаго. Нач.: Пытай учения Павлова к Тимофею пиша рече: жене не велю учити ни владети мужем. Л. 54 об.: Слово св. Иоана Златоуста о страсти Господни. Нач.: Господу нашему Ис. Христу, хотящу избавити от ада род земен своею кровью, сниде на землю. Л. 67 об. – 82: Изречения из Пчелы. Л. 83: Слово св. Григория Богослова. Нач.: Суд лют приати горшая мука, аще не научите люди страху Божию. Л. 85 об.: Слово того же св. Григория Богослова. Нач.: Слышите, о иереи, что о нас Господь Бог глаголет: жатва убо приспе многа, а делателей мало. Л. 87: Слово св. Иоана Златоустаго. Нач.: Аще кто имея ремество, да лишится его, может ли обогатити? Тако и мы попове есмя, а не учим люди. Л. 89 об.: Поучение св. отца нашего Афанасия. Нач.: О пастыри, что творим, иже всегда мьзды въсприемлем. Л. 91 об.: Слово св. Иоанна Златоустаго. Нач.: Аще бо купец на вся дни расчитает что ему прикупа, а мы почто не поскорбем. Л. 93: Поучение св. Иоана Златоустаго. Нач.: Прозвитере, помысли который сан приял еси от Бога? Л. 95 об.: Поучение Иоана Златоустаго. Нач.: Помыслим добре, о братие, что плод приобретаем порученый нам талант. Л. 97: Поучение св. Василия. Нач.: Поп болей всего должен есть не имети гнева. Л. 101: Поучение св. Иоана Златоустаго. Нач.: Паки же ты, о прозвитере, Христова стада пастуше. Л. 103 об.: Слово св. апостол и св. отец о церковном приношении. Нач.: Ведомо буди епископом и попом видити чье приимати церковное приношение. Л. 108: Поучение св. апостол и св. отец о пении. Нач.: О священници, разумейте честь сана своего, юже прияли есте. Л. 110 об.: Правило тех же о церковном устроении. Нач.: По церкви с потщанием богобоязньством ходите. [Далее следуют разныя правила]. Л. 128 – 148 об.: В составе "Правила святых апостол и святых отец о церковном устроение" (л. 110 об. – 128; текст использован в вариантах при издании: Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины// ЧОИДР. М., 1912. Кн. 3. С. 80-106, – использованы Вопрошание Кирика, Поучение архиепископа Новгородского Илии и Правила архиепископа Новгородского Илии с Белогородским епископом – см. об этом там же, с. 356-375). Правило "Аще двоженец" (текст использован в вариантах при издании – см. там же, стр. 63-77). Источниками Правила являются Вопрошание Кирика, Правила митрополита Иоанна II, Поучение архиепископа Илии и др. (см. там же, с. 349-354). Л. 156 об.: Устав людем о велицем посту и других. Л. 163: Правило св. отец събранных. Предсловие покаянию. Подобно бытии ерею смыслену и хитру книгам. Л. 167 об.: Правило от манаканун о чернцех. Л. 173 об. – 174 об.: Отрывки из Вопросо-ответов апокрифических книг Антиоха и Афанасия Александрийского. Л. 174 об.: Мес. ноября в 23 день, преставися великый князь Александр Ярославич в лето 6771 (1263). Жизнь его. Л. 200: Молитва на сон грядущим. Л. 209: Како начати правило свое в кельи своей. Л. 214: Молитва св. Киприана. Л. 223 об.: Молитва св. Григория, аще кто чтет по вся дни, то злою смертию не умрет, аще ли умрет, то ад тое души не примет. Л. 229: В лето 6730 (1222) приход из Корсуня чюдотворнаго Николы образа Зарайскаго, како приде из пременитаго града Херсони в пределы Рязанския. Л. 259: Мес. июня 9, иже в святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго, слово о покаянии, переведено от Греческаго на Руский Максимом иноком греком в лето 50-е 8-й тысящи (1542). Нач.: Боюся смерти, яко горька ми есть, боюся геены, зане безконечна есть. Л. 284 об.: Мес. февруариа в 19, иже во святых отца нашего Алексиа новаго чюдотворца, митрополита святейшиа митрополия Киевскыя и всея Руси, съставлено же бысть сие житие и чюдеса ермонахом Пахомием. Л. 312: Мес. февраля в 13, житие преподобнаго отца нашего Мартиниана