Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.113 №522. Сборник, из шести рукописей. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник слов, посланий и пр.

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: XVI в.
  • Кол-во листов: 593 л. (л. 6–598)
  • Примечания: В четвертку. Полуустав, во многих местах подходящий к скорописи. Первых пяти листов нет.
    Содерж.: Рукопись 1. Л. 6: Блаженаго Афонасиа, архиепископа Александрейскаго, к Антиоху князю о многых и нужных възысканиих иже в священных писаниих недоумных и длъжных всеми християны ведомым быти. (Вопросы и ответы.) [См. ф. 113 № 149(512), л. 38]. Л. 86: О клятве и различии лжи и яко и клятва преступление и лжа по правому слову бывает, внегда съставити нам клятву или истину отлучаемся от Бога, и яко и зъде хытрости духовной потреба есть, да не ради безсловесныя вины истины отпадем. Слово 14: (Выписано из творений разных отцев.)
    Рукопись 2. Л. 111: Слово противу тщащихся звездозрением предричати о будущих, и о самовластии человеческом. Максима Грека. [См. ф. 113 № 133(488), л. 141]. Л. 159: [Послание]. Максим инок из Святыа горы господину Феодору Карпу Ивановичю радоватися. [Там же, л. 176]. Л. 188 об. Послание инока Максима Святогорскаго к Николаю, многоученому Немчину. [Там же, л. 196]. Л. 195: Слово, в котором заключается обличение глав Николаевых, ихже изложи Николай Немчин на правое богословие Всесвятаго Духа. [Там же, л. 102]. Л. 249: Филолога черноризца слово о святых великомученику иже от Чернигова славную: Михаиле великом князе, и Феодоре синглитице. Нач.: Честное яко в истину добролепное ваше стечение вина добрейших повестий.
    Рукопись 3. Л. 305: Изложение совещателных глав в царю Иустиниану, сложенных Агапитом, диаконом святейшиа Божиа церкви. [См. ф. 113 № 134(489), л. 325]. Л. 323 об.: Василиа, царя Греческаго, главизны учителны 66, к сыну своему царю Лву. [Там же, л. 334]. Л. 363: Сократа мудреца Еллинскаго. [Там же, л. 354]. Л. 364: Аристотеля философа от епистолеи ко Александру царю Македонскому. [Там же, л. 354]. Л. 366: Геннадиа, патриарха Констянтинаграда, слово о вере, глав 100. [Там же, л. 355]. Л. 380 об. Фотиа, патриарха Констянтинаграда, послание учително о седмих соборех и о православной вере, и какову подобает быти князю (к Михаилу князю Болгарскому). [См. ф. 113 № 133(488), л. 1; № 134(489), л. 363].
    Рукопись 4. Л. 457: Послание преподобнаго игумена Иосифа, сказание о святей и животворящей Троици (к архимандриту Вассиану).
    Рукопись 5. Л. 466: От слова патриарха Констянтинаграда Фотея о седми соборех и о вере, к Михаилу князю Болгарскому, и выписки из творений других отцев. Л. 481: Смиренаго Данила, митрополита всея Руси, поучение и наказание о смирении, и о совершении, и о согласии, и о любви, и о съблюдении православныя веры и закона, слово 39: Нач.: Мужие, братие, друзи любезнии и верни священноначальници, пастырие и съпаственицы.
    Рукопись 6. Л. 497: Поставление великых князей Рускых, откуду бе како начашася ставити на великое княжество святыми бармами и царьским венцем. Нач.: В лето 6496 (988), а от великаго князя Владимера четвертое колено, князь Володимер Всеволодичь Монамах. Л. 497 – 499 об.: Вступление к Чину венчания на царство Ивана IV и к летописным записям о его венчании («Поставление великых князей…»). Данный список использован в вариантах при публикации (см.: Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 182-184). Л. 499 об. Чин и поставление на великое княжество (обряд церковный). Л. 534: Поучение Макариа, митрополита всеа Русии, к новобрачному царю, великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии самодръжцу, и к его новобрачной царици великой княгини Анастасии. Л. 542: Послание прп. Иосифа к Волоколамскому князю Борису Васильевичу, ответ на обвинения взносимыя на преподобнаго за переход его под покровительство великаго князя. Л. 566: Ответ Макариа, митрополита всея Русии, от божественных правил св. апостол, и св. отец седми съборов, и поместных и особосущих св. отец, и от заповедей св. православных царей, к благочестивому и христолюбивому и боговенчанному царю, великому князю Ивану Васильевичу всеа Русии самодръжцу, о недвижимых вещех вданных Богови в наследие благ вечных. Л. 594-595: От слов Василия Кесарийскаго и Григория Богослова (краткие отрывки). Текст Послания Константинопольского патриарха Фотия (л. 380 об. – 455), изданный по данной рукоп., см.: Синицына Н.В. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в.// ТОДРЛ. XXI. С. 96-125. В Ответе Макария митрополита (л. 566 – 593 об.) включены тексты: Константинов дар (л. 566 об. – 572 об.), Устав кн. Владимира (л. 575 об.), Десятина Андрея Боголюбского (л. 580 об.), Ярлык Азбека царя Петру митрополиту