Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.113 №517. Сборник. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник канонических статей, поучений и др., составленный Вассианом Кошкой

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: Сер. XVI в.
  • Кол-во листов: 221 л. (I-II + 219 л.)
  • Примечания: Б. зн.: л. 12-13 – Брике № 12779 – 1546 г.; л. 149 – Лихачев № 1773 – 1556 г. и др. знаки. В четвертку. Полуустав. Содерж.: Л. 1: Покаяние и исповедание царем и князем и всем православным християном приходящим с верою и с крушенным сердцем и согбенама рукама. Л. 21-23: «Поучение сыну духовному». Нач.: «Се ныне, сыну, учу тя яз грешный, нарекл мя еси отца духовнаго…». Л. 23-29: Ответы Киприана митрополита игумену Афанасию. Без конца. Л. 30: О сенанике въкратце. Нач.: Сиа книгы спасителныа и душеполезны суть. Л. 30-34: Статьи «О сенанике вкратце» (о синодике), «О еже внегда и како чести сенаник подобает», «О еже когда и како чести попом поминание повседневное» созданы в Иосифо-Волоколамском монастыре (?), т.к. в конце указано: «Сице подобает чести сенаник и повседневное поминание в монастыри Пречистые Богородици честнаго и славнаго Ея Успениа того ради, понеже монастырь внове создася и сенаник еще мал…» (л. 33 об. – 34). Л. 35: Повествование о кончине Киприана, митрополита Киевскаго и всея Русии, в 6915 (1407) году, и его же духовная грамота. Л. 39: Иже во святых отца нашего Ионы митрополита Киевскаго и всея Русии, новаго чюдотворца, молитва и благословение и прощение надгробное преставльшемуся рабу Божию имярек. Л 41-44. Правила апостольския и отеческия. Л. 45 об.: От правил постниковых, заповедь иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго о законе церковнем. Л. 46 об.: Того же нравоучение, яко подобает почитати священников, аще и худи будут житием, тии бо о нас слово воздадят. Нач.: Вся убо да действуем, яко бы Духа Св. имети у себе. Л. 49 об.: Того же о священничестве и о того служении. Нач.: Велиа дела смирениа и любовь и милостыня и молитвы. Л. 60: Мес. маия в 26, слово Иоанна Златоустаго, яко подобает иереом учити люди, аще и не послушают. Л. 61: От пролога. Мес. генваря в 21 день, слово Козмы прозвитера к епископом и попом, пасущим стадо Христово. Нач.: Не погребайте таланта в пищах, не крыйте бисера Господня в пианстве. Л. 62 об.: Преподобнаго Иосифа игумена, составльшаго монастырь на Волоце на Ламьском, от слова 11 духовныя грамоты, яко подобает настоятелю учити и наказывати сущим под ним. Здесь о том же и другия правила. Л. 66: О том, иже без воли епископа церкви создани быша, правила соборныя и отеческия. Л. 68 об.: О суде, и о послушестве, и о клевете на епископов, и попов и диаконов и на причетников, на верна и неверна, правила апостольския, соборныя и отеческия, некоторыя повести и другия выписки. Л. 74-75: «Закон судный людем» («Констянтина царя суд»), – главы 2-3, 22. Л.75: О послушестве («От Устава князя Володимера Всеволодичя о послушестве»), – встречается в «Русской правде» и «Законе судном людем». Л. 76 об. – 83 об.:. Хронограф ред. 1512 г. (?). Отрывки с изложением римских царств (от имп. Августа – гл. 110, по имп. Марка Антония – гл. 115) и византийских (от Юстина II Малого – гл. 139, по имп. Феофила – гл. 165). Л. 90: О глумлении иереев и диаконов и подиаконов и мирских, правила те же. Л. 97: О священницех и диаконех и о всех причетниках и еже не входити в корчемницу и на пиры, правила те же. Л. 100: О клятве ротников. Л. 112 об.: О емлющих лихвы – епископа, иерея и диакона. Л. 116 – 116 об.: Статьи о резе («Суд Ярославль Володимерича о резех», «А се о месячнем резе», «А се уставил Володимер князь. Глава 91: О резе») – статьи, встречающиеся в «Законе судном людем» и в «Правде русской». Л. 116 об.: Отоимании сел или виноград и епископии, и о стяжании и продании церковных, и о имении епископов. Л. 120: О различии скопцем и откуду сии прияша начало и еще же и о некыих еже по естьству их и когда могут быть причетницы. Л. 124-130: Правила и выписки из отцев о покаянии. Л. 131-133: О причащении выписки. Л. 134-163: Вопросы и ответы, правила апостольския, соборныя и отеческия, и отрывки из писаний отеческих о разных предметах. Л. 164: Из Никона повесть дивна. Нач.: В днех царя Леонта и Александра князь некый в Пелопонисе купи отрока Скифина родом. Л. 166 об.: Без надписи. Нач.: Глаголаху о некоем диаконе, бывшим в церкви Констянтинаграда, яко диакон сый отвержеся Христа. Л. 167 об.: Из Никона. Нач.: Поведа нам некый от отец о некоторем епископе, яко остави епископью. Л. 169: Оттуда же сказание чюдно. Нач.: В днех Мономаха Консты царе Гръчьскаго, бысть некый преизящный властелин. Л. 171-174: Оттуда же (краткие отрывки). Л. 175: От скрытцькаго патерика, чюдо св. Феодосиа Киновиарха. Нач.: Старец некый поведа нам о отци Марькиане, сущиим во святем Вифлееме. Л. 176 об.: Надпись: Слыши преслушливый мнише и усрамися песияго послушания и велбудова (повесть). Л. 178: Без надписи. Нач.: Брат некый отрекся мира, вся имениа своя расточи, остави себе едину ниву точию. Л. 179: То же. Нач.: Другий отец поведа нам, яко некая Синьгклитикия прииде покланитися св. местом. Л. 180: То же. Нач.: Аз и отец Софроние идохом в Лавру глаголемую Каломонос. Л. 181 об.: О истиннем послушании, аггельская притча о моргании послушании ради сврьшенаго. Нач.: Авва Феодор освященный запрещение некогда приат от великаго Пахомиа. Л. 183 об. – 186: Из Никона (отрывки). Л. 187: О святых честных монастырех. Л. 187 – 218 об.: Стоглав, гл. 49-53, 67, 74, 76. Л. 196: Ответ о священническом и иноческом чину. Л. 200: О пьянственом питии събраниа от божественнаго писаниа. Л. 200 об.: Ответ о приходящих священникех и дияконех. Л. 206: Ответ о вотчинах и о куплях, которыя боголюбцы давали святым церквам на память своим душам. Л. 209 об.: Ответ о святительскых и о монастырских денгах. Л. 210: Ответ о святительском суде. Л. 211: О несудимых грамотах. Л. 212 об.: Съборной ответ о архимандритех, и о игуменех, и о священникех, и о диаконех, и о всем священническом и иноческом чину