Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.113 №490. Сборник из трех рукописей. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник богословско-философских, грамматических статей и житий (в основном русских)

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: 1542 или 1543 г.
  • Кол-во листов: 429 л. (423 л. + л. 52 а-б + л. 55 а + л. 174 а-в)
  • Примечания: В лист. Б. зн.: в части, писанной Даниилом митрополитом: л. 1-136 – близок Брике № 1050 – 1535-1544 гг., но без литер под гербом, л. 137-174 – кувшин с одной ручкой, с литерами М – не найден в справочниках. В другой части рукописи писанной др. писцом, Б. зн.: Лихачев № 1720 – 1547 г., и др. Листы 175-421 писаны Митей Лапшиным. Рукопись 1 – полуустав, рукопись 2 – скоропись крупная, рукопись 3 – скоропись.
    Содерж.: Л. 1 об.: Оглавление, сделанное в недавнее время. Рукопись 1. Л. 2: Иоанна презвитера, Ексарха Болгарскаго, предсловие книзе философстей св. Ивана Дамаскина, иже и преложи еа. Л. 3 об.: Книга св. Ивана Дамаскина философскаа о осмих частях слова, преведе же еа Иван презвитер Болгарский от еллинскаго языка в словенский. Грамматика. Л. 7 об. – 51: Послание св. Ивана Дамаскина, святейшему и богопочтеннейшему иже в святых Козме, пресъвященному епископу Маиумьскому. Диалектика или философия. Л. 53–58: Повторено то же, что и в начале книги (предисловие и грамматика). Л. 59–137: Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Иоанна монаха и презвитера Дамаскина, книга глаголема: Небеса, о правой вере, и яко непостижимо есть Божество (оглавление 58 Слов на л. 51 и 52). Л. 138: Слово Ивана митрополита Никейскаго, обличителное на Армены, единомысленники Евтихию и Диоскору и Тимофею Елуру и Петру белилнику Кнафейскому и Улиану Аликарнасейскому, и нетленно мнители. Нач.: Нечестивым и христоборцем еретиком, о двою естеству, яже в Христе. Л. 159 об.: Стязание бывшее вкратце в Иерусалиме при святем Софронии, архиеписокопе Иерусалимьстем, о вере христианьстей и о законе еврейском, съшедшуся събору христианскому и еврейскому. Нач.: Окаянным и беззаконным Июдеом, зле сопротивящимся и глаголющим сице: не зрите ли, яко на человека обешена.
    Рукопись 2. Л. 175: Епифаниа архиепископа слова и житие святыа Богородицы и живота Ея летом. Нач.: Известней и истинней Богородици и Приснодевици Марии мнози произвестиша древних учитель. Л. 191: Месяца августа 15, блаженнаго Симеона Метафраста слово объемлюще яже от честнаго рождениа и въспитания Пресвятыа Владычици нашиа Богородица и Боголепнаго Рожства Христа Бога нашего, и елико даже до живоноснаго Ея стекошася скончаниа, еже же и о явлении честныя Ея ризы, и како велико сие богатьство христианом съкровищъствовася. Нач.: Подобаше в истинну девици, якоже сама Бога к человеком приити хотяща. Л. 226: Месяца сентевриа в 19 день, преставление благовернаго и христолюбиваго великаго князя Феодора Смоленскаго и Ярославьскаго, съставлено бысть житие и чюдеса ермонахом иноком Антонием того же монастыря, по благовловению господина пресвященнаго митрополита, волею же боголюбиваго и вседръжавнаго государя великаго князя Ивана Васильевича и при благородном и благочестивом сыну его Иване Ивановиче всеа Русиа. Нач.: Елма убо божественным мужем, хотящим повести написати. Л. 249 об.: Месяца априля в 1 день, преставление преподобнаго отца нашего Еуфимиа чюдотворца съставльшаго пречестную обитель Господа Бога и Спаса нашего Ис. Христа, честнаго и боголепнаго Его Преображениа, Спасителя всему миру, в богоспасаемом граде Суждале (житие). Нач.: Преподобный и блаженный сей Еуфимий рождением и въспитанием Нижняго Новаграда гражданин.
    Рукопись 3. Л. 260: Житие иже в святых отца нашего Ивана, патриарха Констянтинаграда, Златоустаго, великаго светилника и учителя вселенныа, списано Георгием патриархом Александрьским. Нач.: Понеже убо вси они древние мужие, повести пишуще, ово о прежде их писанаго поведают. После 48 глав Богословия Дамаскина (переведенных Иоанном, екзархом Болгарском) помещено 6 статей, обычно помещаемых в русских списках (см.: Горский А.В., Невоструев К.И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2, ч. 2. М., 1859. С. 292-293). Кроме этих 6 статей, в конце в качестве глав 55-58 помещены статьи из Хронографа(?) (см. об этом: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Ч. 1. Казань, 1881. С. 389): Гл. 55 «Того же летописание по плоти великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Слово 55» (нач.: «Родися убо Господь нашь Иисус Христос от Пречистыа и Приснодевы Марии в 194-е олимпиады в третие…», л. 132 об. – 134 об.); Гл. 56. «О родословии первородных человек» (нач.: «Адам убо первыи от Бога создан», л. 134 об. – 136 об.); Гл. 57. «Святого Максима Исповедника летописание о благовещении Пречистыа Богородици» (нач.: «Бысть благовещение Пречистыа и Приснодевы Богородици Марии…», л. 136 об. – 137); Гл. 58. «От апостольских заповедеи о рождестве Христове и о крещении, и о распятии, и о въскресении, и вознесении, и съшедствии Святого Духа, и о вторем пришествии» (нач.: «Родися Господь в лето 5500 месяца декабря в 25…», л. 137)