Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ф.113 №488. Сборник. [Уточненное загл. по Доп. описи:] Сборник слов (в переводе преподобного Максима Грека) и посланий преподобного Максима Грека

  • Рубрика: Иосифо-Волоколамский монастырь. Писания Святых Отцев и прочие книги духовного содержания
  • Дата: 1550 – 1560-е гг.
  • Кол-во листов: 274 л. (I-II + 272 л.)
  • Примечания: В лист. Полуустав. Перевод Послания Фотия, патриарха Константинаграда, князю Михаилу Болгарскому (л. 1-51) принадлежит Максиму Греку (см.: Синицына Н.В. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в.// ТОДРЛ. XXI. С. 96. В «Послании» текст данной рукописи использован в вариантах при публикации; Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. № 112. С. 85). Все остальные Слова соборника (с авторством Симеона Метафраста и свт. Василия Великого) также являются переводами прп. Максима Грека (см.: Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XVI–XVII вв: библиогр. материалы. СПб., 1903. С. 265-270; Синицына Н.В. Послание… С. 98).
    Содерж.: Л. 1: Фотиа, патриарха Константинаграда, послание учително о седмих съборех и о православней вере, и какову подобает быти князю. Нач. Пресветлейшему и обозрителному и возлюбленному духовному нашему сыну Михаилу, от Бога князю Болгарьскому, радоватися. Л. 52: Слово воспоминателно о святем апостоле Фоме, списано убо блаженным Симеоном Метафрастом. Нач. Древле убо на земли житие съвръшающе апостоли, и поднебесную обтекающе нечестием порабощеным. Л. 62: Песнь на Успение Пресвятыя Богородица. Нач. Пети усръдствуа Богородици пространне царствующиа, еже от земленых недр восхождение на въздусе въспомяну. Л. 78: Слово на латинов, яко не леть есть ни единому приложити что, или убавити в Божественном исповедании непорочныа христианьскыа веры. Нач. Меда глаголют врачевьстии сынове, со естественою сладостию своею и силу имети некую средне бридостну и очищателну. – Послание преп. Максима Грека к Феодору, уклонявшемуся к Латинскому учению. Л. 102: Слово, в котором заключается обличение глав Николаевых, ихже изложи Николай Немчин на правое богословие Всесвятаго Духа. (Вторая часть того же послания.) Нач. Начало словес твоих истина, и в век вся судьбы правды твоеа. Л. 141 об.: Слово противу тщащихся звездозрением предричати о будущих, и о самовластии человеческом, Максима Грека. Нач. В подвиг, иже о евангельской истинне, совлачаяся и к разорению лжа себе воставляа. Л. 176: (Послание) Максим инок из Святыа горы, господину Феодору Карпу Ивановичу радоватися. Нач. Прочет еже ко мне твое послание, господине Феодоре Карпе, удивихся тобою о словеси различии. Написано в 7032 (1524) году. Л. 196 об.: Послание инока Максима Святогорскаго к Николаю, многоученному Немчину. Нач. Пред малыми деньми велел ми еси память о тебе всегда имети, сиречь молитвы о тебе Спасу Христу возсылати. Л. 202: Святаго отца нашего Василиа великаго беседы на лихвоимцев. Нач. Вчерась на четвертомъдесяте псалме к вам беседующе, доити к концу словеси от времени не попустихомся. Л. 212: Того же слово, о еже не пригвоздитися в жытейскых. Нач. Аз убо непщевах, о возлюбленнии, зелнейши осен слова всегда принося, стужателен некый быти мнетися вам. Л. 223 об.: Того же о святем мученице Варлааме. Нач. Первее убо святых смерти плачми украшахуся и слезами. Л. 228: Месяца сентенвриа в 6 день, слово Семиона Метафраста, о чюдеси св. Михаила архистратига, иже в Хонех. Нач. И еже о иных святых поведати и в память приимати деаниа их. Л. 236 об.: Слово великаго Василия о девстве отчасти и о иноческом житии и чине. Нач. Человек по образу Божию и по подобию бысть, грех же красоту образа неключиму сотворил есть. Л. 244: В понедельник святых пост, слово преподобнаго отца нашего Василия, епископа Кесарийскаго, о посте. Нач. Вострубите, рече, на нов месяц трубою, в благознаменитый день праздника вашего. Л. 256: Блаженнейшаго Симеона Метафраста воспоминателно на праздник святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Нач. Яко не много от аггел разликует человек, якоже глаголет божественный Давид